Поворот к семье в российском кино

90-е годы были не простым временем. Привычный мир трещал по швам, а нового пока не появилось. На этом фоне многие люди стремились как-нибудь найти точку опоры, чтобы летящие в ад экономика и жизнь не потащили туда же их самих. В массовом сознании была воссоздана ценность семьи и маленькой группы близких друзей, на кого можно рассчитывать в трудной ситуации. Такие настроения нашли отражение в кино. В кино, которое на многие годы закрепило в умах россиян символы, сильно повлиявшие на дальнейшую жизнь страны. В этой статье мы предлагаем вместе подумать над тем, что мы смотрели лет 10-15 назад.

e320d5a8c9d54dbf937a48181771fde1

Образы в кино имеют очень мощное влияние на публику. В детстве мы все хотим быть как кто-то. Не важно, отец это или герой боевика. Особенно в неполных семьях, когда в силу определённых причин у ребёнка нет актуальной модели поведения. Чаще всего из семей уходят отцы. В силу смерти или развода, но они уходят. Любое из этих событий наносит сильную травму ребёнку. Когда у мальчика нет отца, он ищет образец поведения на стороне, и дай бог, если этот образ позитивен. Отчасти именно поэтому дети 90-х имеют много отсылок к тем героям, которых они видели в детстве. Не важно, будь это Данила Багров из Балабановских «Братьев» или квинтет бандитов из сериала «Бригада».

балабанов.брат

Например, Данила. Балабанов сделал поистине шедевр, выстрелив Багровым в нужное время и в нужном месте. Ни в какое другое время этот фильм не стал бы культовым. Простой парень, который вбирает в себя вполне простые и порой противоречивые свойства. С одной стороны, Данила имеет моральный уровень, который не позволяет ему обижать слабых и врать во имя выгоды. Совершенно по-простому он помогает русской проститутке и дружит с американским дальнобойщиком. Стремится к правде, как к высшей ценности, но в то же время ему не составляет труда убивать направо и налево американских граждан. Совершенно хладнокровно. Этим он напоминает героя Лиама Нисона из фильмов «Заложница». Герой Лиама классный душевный парень, любит дочь, но убивает плохих ребят, порой с особой жестокостью, потому что так надо, такая жизнь, и это было его работой когда-то.

TAKEN 2 © 2012 EUROPACORP – M6 FILMS - GRIVE PRODUCTIONS. All rights reserved. Not for sale or duplication.

Данила подобно герою видеоигры в заставках между миссиями представляет собой моральный образец, носителя базовых моральных ценностей, в окружении странной лицемерной жизни которой живут большие города от Москвы до Чикаго. Но после сюжетного ролика он сеет смерть и разрушение вокруг себя, отрабатывая макиавеллевский тезис о том, что цель оправдывает средства. Да, всё это оправдывается тем, что Данила есть чёткое противопоставление ценностям капитализма. Противопоставление злого дяди Сэма в лице капиталиста Мэниса и простой русской души, которая стремится к правде. В каком-то смысле образ Бодрова младшего есть олицетворение простых желаний среднего жителя России: чтобы не было войны, чтобы не обманывали и чтобы не трогали. Но в тоже время у Данилы есть брат, который в лице Сухорукова вполне себе встраивается в западный образ жизни. Тем самым конструируется образ капитализма, как плохого и неправедного образа жизни. Ему это удаётся исключительно в силу своей порочности и испорченности. Но так или иначе, «Брат», что первый, что второй, «Сёстры», и другие фильмы показывают, как семья и родство важны в жизни. В атмосфере бессилия государства семья становится той тихой гаванью, где тебя примут и полюбят. Семья и дом, что немаловажно, имеют высшую ценность также и для людей, которые потерялись, или которые не совсем полноценны в окружающем мире. Мир, который больше похож на крылатую фразу римской пьесы человек человеку волк. А друг или брат, сестра, это не волки, а гораздо в большей степени люди, потому что они свои, родные. Точно так же, как ТВОИ ручеёк и колосок. Но максимализм очень типичен для таких странных и неоднозначных времён как российские 90-е. Бело-чёрный мир, что тут поделать.

1c7dc560e2b658bd65523b2aa6594af6ebaf7b5a

Сообщество поддержки может быть не только в виде семьи. Друзья как ценность, как последний оплот стабильности и понимания, показаны в культовом сериале «Бригада». Романтический герой Бодрова в «Брате» хоть и был привлекательным, но условия для его воссоздания были мягко говоря сложными. Данила в силу своего характера был один против целого мира, одиночкой таких единицы. Саня Белый и его команда более доступные образы, потому что моральная слабость одного может быть прикрыта достоинствами другого. Плюс к этому образ маленькой группы, которая вместе делает большие дела, вполне вписывается в российское массовое сознание, которое во многом до сих пор мыслит не категориями личности, а ценностями группы.

«Бригада» подобно «Брату» обращалась к простым базовым понятиям справедливости и чести. Понятийное строение отношений в обществе, когда не государственный закон является нормой, а закон воровской высшая ценность. Именно в «Бригаде» это отражено более, чем где-либо. Именно романтическое отражение этого закона. Сергей Безруков потрясающий актёр. Он смог создать тот образ лидера, тот образ мужчины, которым хотели стать практически все мальчишки на территории бывшего Советского Союза. Криминальная хроника помнит немало случаев, когда подростки объединялись в группы, брали себя имена героев сериала и занимались грабежами, рэкетом и разбоем, зарабатывая таким образом средства, либо же получаяудовольствие от следования идеальным образам «Бригады».

maxresdefault

Ещё один культовый фильм «Бумер» является олицетворением концепции «Бригады», но только носит уже более реалистичный характер. В отличие от «Бригады« «Бумер» не романтизирует бандитскую жизнь. Он показывает жестокий мир, где такие люди, как главные герои фильма, пытаются выжить по правилам этого мира. Также показывается, как с виду благие намерения непременно ведут в ад. Вставки с иллюстрацией дальнейшей жизни второстепенных героев не вызывают восторга. Концовка, которая фактически разрушает дружеский круг, сводит на нет всю романтику. Один из героев идёт на автобусную остановку, ждать свой транспорт. По воровским правилам пацан не имеет права ездить на общественном транспорте, точно так же как не имеет права работать официантом и вообще в сфере услуг, ибо «западло». С этой точки зрения, такая концовка отражает моральный исход героя из той жизни, которая принесла ему столько бед. Нарушение формальных правил «той» жизни — это сжигание мостов. В этом уникальность «Бумера».

boomer_13

Потрясающий сериал Next, который шёл по Рен-ТВ с Александром Абдуловым в главной роли, хоть и исповедует те же ценности, что и отмеченные нами выше фильмы и сериалы, но уже перерабатывает это немного в другом качестве. Воровской закон уже не является догмой для героев сериала. Скорее, в их жизнь проникает больше быта и меньше жестокой жизни, которая представлена в виде колоритного антагониста. Такой больше «Клан Спорано», только с русскими акцентами. Next скорее отражает изменения в обществе, которые происходили в те времена. Укрепление вертикали власти, борьба с бандитизмом и декриминализация многих сфер общества привели к тому, что такие люди как герой Абдулова становятся динозаврами в быстро меняющемся мире. Они подобны людям в джинсах клёш посреди фестиваля Sensation. И это во многом ирония создателей сериала над жизнью, которую они показывают на экране.

maxresdefault (1)

Примеров можно приводить много, но суть от этого не меняется. Кино, особенно отечественное, это самый яркий градусник общественных процессов. По крайней мере, так было в 80-х, 90-х, а также 2000-х. Сейчас очень сложно смотреть «Интердевочку», потому что у нас уже другой контекст вокруг. Многое мы просто не поймём. Отечественное кино последних 20-25 лет очень привязано ко времени в отличие от советского, когда бессмертную «Иронию судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Приключения Шурика» можно было смотреть бесконечно в любое время. Конечно, это связано с событиями в стране. В непростые времена люди всегда ищут, за что бы ухватиться. Поворот к семье и в меньшей степени к друзьям в отечественном кино 90-х 2000-х это как раз то, на что будут обращать внимание исследователи и зрители будущего.

Смотрите хорошее кино и будьте собой, а не героями фильмов.

Автор текста: Чертыков Влад