«Одновременно и ноль, и бесконечность» – объясняем понятие некрореализма

Смерть всегда была одним из самых загадочных и противоречивых феноменов человеческой жизни. Она всегда значила нечто большее, чем просто биологическое умирание. В попытках осмыслить феномен смерти человеческий разум пытался и пытается до сих пор придать ей именно такой смысл, при котором можно было бы не опасаться безвременной кончины.

«Смерть — это одновременно и ноль и бесконечность, она одна из тех категорий, которую человек не может материализовать в своем воображении», – эти слова принадлежат Евгению Юфиту, одному из самых ярких представителей некрореализма. Если сказать кратко, что же такое некрореализм, то это взгляд на смерть с точки зрения эстетики. Некрореализм рассматривает существование человека в тот момент, когда в нем сталкиваются два пограничных состояния – жизнь и смерть.

Никакой проблематики и пропаганды, только чистая красота разложения.

Чтобы понять это явление русского искусства, нужно знать время, на которое пришелся некрореализм. Это тот период истории, когда СССР начинает медленно, но безвозвратно распадаться. Люди понимают, что уходит целая эпоха, исчезает огромный пласт истории, нужны радикальные обновления. Рубеж 70-80-х годов обозначился новым этапом научно-технической революции, которая получила название «микроэлектронной». В мире начинают развиваться информационные технологии, страны выходят на абсолютно новый уровень развития, в то время как аграрный СССР значительно отстает. В связи с этим ухудшается и благосостояние граждан, что, конечно, ведет за собой недовольство советской системой. В этой атмосфере ожидания чего-то грядущего, страха перед этим, но в то же время понимания необходимости перемен и возникает такое течение как некрореализм.

Конечно же, публика встретила его шоком. По мере развития и распространения некрореализм не оставлял равнодушных: его либо не принимали, либо любили. Почему так? Возможно, дело в том, что явление, которое открыто рассуждает и говорит о смерти, нельзя проигнорировать, как нельзя проигнорировать саму смерть. В любом случае, ты либо не хочешь думать об этом, потому что сама смерть вызывает у тебя страх, либо ты хочешь знать больше и хотя бы попытаться понять – что там дальше? Некрореализм даже начался нестандартно и непонятно. Драки в электричках и парках, которые в принципе были излюбленным способом времяпрепровождения для молодых людей всех времен, на самом деле были подставными. Это было что-то вроде перформанса, сценического выступления. К тому же проведение времени подобным образом имело конкретный результат – материализация творческой энергии в произведения искусства.

Главный и единственный канон некрореализма – намеренная бессознательность.
Чуть позже Евгений Юфит начинает заниматься некрофотографией, где его персонажи появлялись исключительно в «зомби-гриме» – бинты, томатная паста и всевозможные средства и уловки для деформации лиц. Потом он начал снимать вышеописанные перфомансы на любительскую камеру. Так, в 1984 году сформировалась независимая студия «Мжалалафильм» (слово «мжа» обозначает дрёму, беспамятство, «лала» – детский лепет). Тогда в список некрореалистов добавились Евгений Дебил, Алексей Трупырь, Юрий Циркуль, Олег Котельников и Андрей Мёртвый. Фильмы снимались в считанные часы, а в качестве актеров выступали сами некрореалисты. Главный и единственный канон некрореализма – намеренная бессознательность. Зачастую перформансы артистов были просто дурачеством на сцене. Это они топили в тазу Ванессу Редгрейв и душили петлёй Нани Брегвазде, пока та усердно пела.

Фильмы и кино в целом были очень важны для некрореалистов. Например, Евгений Юфит признавался в любви к немому кино и сам эксперементировал с таким видом искусства. Даже такой классике как немое кинонекрореалисты смогли придать что-то особенное и новое. В частности, искажение речи, которое применялось в некрофильмах чуть ли не постоянно. Проще будет объяснить примером. Одна из сцен «Рыцарей поднебесья» озвучивалась стоящим на голове актёром, а находящийся в этот момент в кадре Юрий Циркуль просто шевелил губами.
Одной из задач некрореализма, как и задача любого искусства на заре Советского союза – развенчивание социалистических героев и советских мифов. Именно поэтому в некрокино фигурировали лётчики-самоубийцы, полумёртвые моряки и санитары-оборотни. Это были герои из советского прошлого, которые теперь превратились в чудищ, заключенных в замкнутый круг.

В 1988 к некрореалистам примыкают новые люди, в частности, Владимир Маслов, Сергей Серп и Владимир Кустов. Начинаются гастроли по фестивалям и выставкам. В 1992 году «Папа, умер Дед Мороз» получил Гран-при на МКФ в Римини, что окончательно сдвинуло некрореализм в раздел элитарного искусства и вызвало предсказания его скорого конца. Так оно и произошло: Юфит, последний полнометражный фильм которого вышел в 2005 году, остался в одиночестве, зато не потерял верность изобретённому им самим феномену.

Есть мнение, что некрореализм исчез, потому как их главная задача обесценилась. СССР, а вместе с ним советский миф о героях, тихо ушел сам, не оставив некрореалистам никакой подпитки.

Некролюди:

Евгений Юфит Отец-основатель и последний некрорыцарь. Окончил ВТУЗ при Ленинградском металлическом заводе, в 1988-1989 учился в экспериментальной мастерской Александра Сокурова на «Ленфильме». Автор первых и главных некрофильмов: «Лесоруб», «Весна», «Вепри суицыда», «Папа, умер Дед Мороз», «Серебряные головы».

Андрей Мёртвый (Курмаярцев) Присоединился к некрореалистам в середине 1980-х. Автор некросказки «Девочка и медведь»(1985), инсценированной в 2009 году. Совместно с Евгением Дебилом написал исследование «Флора и фауна могил»(1986) для журнала «Синефантом». В 1987 году снял некрофильм «Мочебуйцы-труполовы».

Юрий Циркуль (Красев) Руководитель некрореалистического оркестра «Мжалала». Участвовал в выступлениях «Популярной механики» Сергея Курёхина; Первым в СССР додумался использовать военную форму в качестве сценического костюма. Автор инсталляции «Русский лес» (1991, Музей этнографии народов СССР).

Евгений Дебил (Кондратьев) Создавал экспериментальное кино, которое называл «новое дикое». Изначально художник, позже работал в технике скрэтч-анимации, при которой киноплёнка раскрашивается и расцарапывается от руки. Соавтор анимационных фрагментов «Ассы» Сергея Соловьёва. Снял фильмы «Некрореализм Юфита», «Работа и голод» (совместно с Олегом Котельниковым), «НАНАЙНАНА», «Вертикальное кино».

Леонид Трупырь (Константинов) Сначала играл в панк-группах, в некрореализме тоже проявил себя на музыкальном поприще – аккомпанировал ранним короткометражкам Юфита, выступая, таким образом, в роли тапёра. Написал самую, пожалуй, известную некрокартину – «В камышах».

Игорь Безруков Как и Юфит учился в мастерской Сокурова на «Ленфильме». На «Мжалалафильме» снял две картины – «Гость из Африки» и «Человек как последнее убежище города». Участвовал в выступлениях «Поп-механики». Бросив некрореализм в середине 90-х, делал документальные фильмы и телепрограммы.

Валерий Морозов Бывший участник «Автоматических Удовлетворителей», играл в оркестре «Мжалала» и снимался в фильмах Юфита. Единственный некроскульптор. Создал цикл деревянных идолов «Истукан».

Владимир Кустов Познакомился с Юфитом в 1984 году. Больше всего его прославили инсталляции, вдохновлённые наукой, в частности, судебной медициной («Кома», «Эпилептический статус Голема»). Вместе с Виктором Мазиным создал Музей сновидений Фрейда, участвовал в создании Центра танатологии при Музее судебной медицины СПбГМА им. И. И. Мечникова.

Сергей Серп Начинал с участия в спонтанных акциях Юфита. Рисовал масштабные картины с уклоном в фольклорную тему, создавал коллажированные орнаменты из расчленёнки, писал некросказки. С 2000-х занимался инсталляциями, основным элементом которых был деревенский дом – символ мёртвого русского быта («Письмо с острова», «Остров лесоруба»).

Владимир Маслов Окончил ЛГИТМиК в 1964, после этого работал в кукольном театре, ставил Беккета, Ионеско, Мрожека. Был соавтором полнометражных фильмов Юфита – «Серебряные головы», «Деревянная комната», «Папа, умер Дед Мороз».

Текст: Элина Ягудина

Изображния: открытые источники