Не спешите… Медленные танцы на сцене БДТ

«Less is more / меньше значит больше» — девиз мастерской перформанса TO STAGE 2 СЦЕНА —экспериментальной программы-лаборатории, запущенной специально к 100-летию театра БДТ. Текст и хореография, sound art и кино, уличное искусство и поэзия — синтез разных видов, форм и выражения рождают новый язык современного театра. Субботним вечером режиссер Владислав Наставшев, надрываясь, признавался в чувствах, пел и танцевал, рассказывая о главном в своем перформансе «Я говорю, что люблю тебя».

Полумрак, зрители рассаживаются по местам на бельэтаже, партер выделен под танцпол. Еще в гардеробе тебя уговаривают сдать сумку, чтобы было удобнее зажигать. В голове вопросы без ответов о том, как двигаться под советские песни, заявленные в описании действа, кому и зачем автор признается в любви?

Открывается занавес вместе с чувством ностальгии, пропитавшего каждую песню автора. Тоска по неспешности, искренности, простоте. Наставшев исполняет забытые шлягеры 1950-1970-х гг. в авторской аранжировке, с надрывом, криком, качающей музыкой и танцами под неё. Это его способ говорить о вечном, балансируя между эпохами, автор привносит в нашу суету ясность и мелодичность прошлого.

«Слушай, Ленинград, я тебе спою задушевную песню свою». Не обманул, каждая — маленькая жизнь на сцене. Влад постепенно погружает нас в желаемое высказывание: о безответной любви, одиночестве, преданности, с шепота, словно каждому лично, по секрету, до пробивающего тебя крика «Остановите музыку!».

 

Исполнитель, автор и композитор в одном лице — модный рижский и московский режиссер, регулярно получающий главные театральные награды. Он актуален, современен и, как оказалось, поэт-романтик, отпускающий бесконечную погоню за новым, чтобы на мгновение пуститься в размышления-воспоминания. Эти песни существуют вне категорий тренда: они были, есть и будут всегда. Они о простых, понятных и до боли знакомых каждому вещах.

«Пока ты любишь, жизнь еще прекрасна,
Пока страдаешь, ты еще живешь ,
И день тобою прожит не напрасно,
А летний вечер все-таки хорош…»

Влад посетил Петербург весной, подарив ему частицу своего «я», своей истории, памяти и чувств, чувству к самому ценному и безвременному, прекрасному. Танцевать в итоге было совсем не обязательно, но большинство пустились в пляс под музыку и мимо неё, создавая при этом свой собственный спектакль.

«Less is more», — чем проще форма, тем выразительнее звучит её содержание. Наставшев привез себя и двоих музыкантов, в зале — зрители, часть из них лишена возможности к безучастному сидению. Все творят сценарий перфоманса вместе: и танцующие, и завороженно стоящие, исполнители и наблюдающие. В каждом городе «Я люблю тебя» звучит по-своему, у каждого свое признание в любви.

Экспериментальная программа To stage продлится до конца мая и подарит зрителям ещё два творения : «PER FORMA vol.2» и музыкальный перфоманс «Сад, где прыгают гимнасты», главным режиссером которого вновь выступит Наставшев.

Текст: Оля Омельяненко
Фото: БДТ