На грани рационального и подсознательного

«Приключения современного искусства закончились, оно современно только по отношению к самому себе и не обладает превосходством ни по отношению к прошлому, ни по отношению к будущему. Оно представляет лишь реальность данного момента, но испытывает замешательство при столкновении с этой реальностью. Отныне искусство ничем не отличается от технической деятельности, направленной на распространение медийной цифровой практики. И больше не осталось никаких других способов проявления искусства, лишь зрелищное заигрывание с современным миром. Именно в таком контексте современное искусство ничего не стоит: между искусством и действительностью установилось нулевое равенство… И невозможно выявить отличительные особенности искусства, прослеживается только абсолютное прочитывание реальности. Искусство сегодня предстает лишь как идея, проституированная в процессе реализации». Это весьма пессимистическое утверждение Ж. Бодрийяра стремится опровергнуть выставка, проходящая в Главном штабе Эрмитажа «Искусственный интеллект и диалог культур», посвященная художественным возможностям искусственного интеллекта.
Художники-участники без всяких заигрываний с реальностью пытаются заглянуть в будущее, погружая зрителя в удивительные, завораживающие миры. 

На грани технологического и природного, рационального и подсознательного, хаоса и структуры работает художник Рефик Анадол. Именно его работой “Воспоминания о скрытых пространствах” открывается экспозиция. “Воспоминания о скрытых пространствах” — это исследование отношений между памятью и снами, узнаванием и восприятием, которое Рефик Анадол проводит с помощью искусственного интеллекта. Для этой инсталляции он обучил новейший алгоритм генеративно-состязательной сети готической и современной архитектуре, собрав базу  данных из 1,3 млн фотографий-воспоминаний. На этих фотографиях изображены здания, построенные 9 архитекторами 11 разных периодов. Сеть проанализировала это архитектурное наследие и сгенерировала уникальные образы архитектурных фасадов, которые выглядят завораживающе и фантасмагорично.

В отличие от проекта Рефика Анадола, поражающего почти калейдоскопической пестротой, итальянский художник Давиде Квайола/Quayola работает более сдержанно, как будто настороженно относяcь к самой области визуального. Не усложняя вещи по смыслу, но стремясь обнаружить изобразительный потенциал в тончайших нюансах реальности, Quayola в своей видеоинсталляции «Летние сады» обращается к теме стихийности природы. Искусственный интеллект позволяет не только уловить красоту момента, но и сгенерировать ее на глазах у зрителя.

Рупором российской арт-сцены в «диалоге культур» выступили Егор Крафт, художник Дмитрий Морозов/::vtol::, в своих проектах цитирующие восточные мотивы, а также Константин Новоселов в сотрудничестве с Максимом Жестковым, исследующие пределы возможностей машинного обучения.

Самым ярким проектом выставки без сомнения стала аудиовизуальная инсталляция японского автора Норимити Хиракава Datum. Автор предложил алгоритму цифровой видеофайл, снятый в парке Моэрэнума в Саппоро. Каждый пиксель этого видеоряда может быть описан как точка в шестимерном евклидовом пространстве. Алгоритм последовательно перемещает значения по координатам, в итоге превращая волны в различные оттенки цвета, а цвет — в движение во времени, время снова в волны, а волны — в цвет и так далее. Хиракава использует технологию, демонстрируя безграничность машинного восприятия прекрасного.

Работы французской группы Obvious можно отнести к наименее эффектным проектам выставки.  Просто напечатанные на холсте портреты. Три из серии «Портреты семьи де Белами» в золотых барочных рамах и две из серии «Странники укиё». Но именно работы Obvious концептуально можно считать самыми знаковыми. Обе серии портретов созданы с помощью генеративно-состязательных сетей, то есть произведения создают одновременно двумя алгоритмами: один генерирует изображения, второй их критикует и отсеивает неудачные вариации. Принципиальное отличие Obvious от остальных представленных на выставке художников в том, что они воспринимают искусственный интеллект не как инструмент, а как маленького соавтора, подмастерье, которого обучают. И в этом французам удалось приблизить искусственный интеллект к человеческому, наделить его воображением и критическим мышлением. Ни один из портретов дискриминатор из состязательной сети не смог опознать как поддельный. Известность коллективу принес «Портрет Эдмона де Белами», проданный на аукционе Christie’s за $432 500. Это первая работа, созданная искусственным интеллектом, которая попала на художественный аукцион.

В выставке также участвуют:

Лулуа Аль-Хамуд (Саудовская Аравия), Даниа Аль-Салех (Саудовская Аравия — Великобритания), Марио Клингеман (Германия), Джонатан Монаган (США), Сунь Сюнь (Китай), Aaajiao (Китай), Team Void (Южная Корея).

Кураторы выставки — Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Виктория Кондрашова, директор Aksenov Family Foundation.

Выставка с казенным названием «Искусственный интеллект и диалог культур» — камерное и предельно сфокусированное высказывание на тему компьютерных технологий в искусстве.
В результате попыток художников ответить на сложные вопросы о связи традиции, технологии, экономики и их влиянии на формирование культуры, контекст экспозиции приобретает немалую долю ненаучных элементов: интуиций, метафор и допущений.
Это и делает выставку невероятной.

Выставка продлится до 7 июля. Подробнее о режиме работы: hermitagemuseum.org

Текст: Елена Зубкова
Фото: Кильцова Даша