Музей Сергея Курёхина: Прототип #1

16 июня в новом пространстве Центра современного искусства им. Сергея Курёхина на Лиговском проспекте (куда он переехал на время большой реконструкции) открылась летняя выставка «Музей Сергея Курехина. Прототип #1».

Центр занял временную локацию на Лиговском проспекте в доме 73, где ранее располагался Музей Хлеба, теперь вместо благородных самоваров, исторических вариаций чайных коробок, деревянных скамеек и всего того, чем богат Музей Хлеба, зрители увидели совершенно иное пространство, отражающее абсолютно другую интереснейшую культуру.

Курехин центр

Открытие выставки совпало с днем рождения Курёхина, что придало мероприятию особую символичность и некую «домашность», так, к примеру, Сергей Чернов рассказывал том, как Курёхин любил собирать грибы, а Анастасия Курехина вспоминала разные истории о творчестве и повседневной жизни «Популярной Механики». Гости выставки смогли даже услышать звуки знаменитого Утюгона.

Курехин центр

Основой выставки стала коллекция будущего Музея современного искусства, которая возникла для обновлённого Центра современного искусства имени Сергея Курёхина благодаря художникам, музыкантам, собирателям и почитателям гениального композитора, воплотившего в своем творчестве футуристические надежды поколения Перестройки. Выставку можно поделить на две части. В первой представлены редкие документальные фотографии и видео 1970-90-х годов, затрагивающие хронику московской и ленинградской рок-сцены, выступления Сергея Курехина и «Поп-механики», архивные материалы съемок фильма «Два Капитана 2», афиши и пластинки. Вторая часть представлена произведениями более шестидесяти современных художников Петербурга, Москвы, Киева, Лондона и т.д.

Когда мы обращаемся к понятию «Музей современного искусства», то иногда задаемся вопросом «А действительно ли современно это искусство, если оно уже подвержено музеефикации?». Рассуждать на эту тему можно много и долго, но если все же отбросить этот вопрос, мы обнаружим на выставке действительно много интересных работ художников, кКурехин центроторых мы, как правило, причисляем к современному искусству. Здесь и работы Николая Копейкина, узнаваемый характер произведений Владимира Козина, Марины Колдобской, медиа-объекты Анны Франц, фотографии Александра Пономарева, скульптура Анатолия Белкина. Кроме того, это современное искусство обращает нас к современным темам, которые затрагивают художники, чьи произведения представлены на выставке. Одним из примеров таких работ является «Ипотечное томление» Александра Дашевского.

Экспозиция получилась действительно многогранная и разноплановая: объекты, инсталляции, фотографии, картины, скульптуры и многое другое.

Выставка фото и видеохроники, будучи достаточно классической с точки зрения форм презентации, хотя и не воссоздает истинный дух «Поп-механики» и Сергея Курёхина, но бережно хранит наследие этой прекрасной будоражащей эпохи абсолютного эксперимента и вечного поиска. Что касается художественной коллекции будущего Музея современного искусства, то она действительно обладает значимой художественной ценностью, отражающей некоторые процессы, происходящие сегодня в искусстве. А если учесть название выставочного проекта «Прототип #1», то мы можем надеяться, что это только начало большого художественного музейного эксперимента.

музей Курехин центр

Сергей Курёхин описывал происходящие процессы искусства как некое начало другой цивилизации, которая в будущем назовёт новые имена, ранее называемые антикультурой, и будет базироваться на них. Вместо Шекспира и Данте появятся новые точки отсчета. Он считал ошибочным мнение многих людей, полагающих, что культура современности (70-90-е года) испытывает кризис.

И эти процессы действительно набирают оборот. Говоря об искусстве, мы уже не так часто обращаемся к Рафаэлю, сколько к Дюшану, упоминая об архитектуре, произносим «Заха Хадид» чаще чем «Браманте».

Сегодня, в 2016 году, мы слышим про культурный кризис возможно даже больше, чем слышал про него тогда Курёхин, и очень важно понимать, что это не кризис, не проблема, спасением которой могут быть только бесконечные возращения к академическим принципам, это процесс, очередной виток.

Автор текста: Подольская Ксенья