Лотофагия / Lotophagie. Anna Nova Art Gallery

В июле 2016 года галерея современного искусства AnnaNova открыла новый экспериментальный проект немецкого скульптора украинского происхождения Алёши. Журнал «Лампа» пообщался с Алёшей и куратором проекта Наталией Гершевской.

Что означает название Вашего проекта?

Aljoscha: Название «Лотофагия», т.е. поедание лотоса / приобщение к лотосу, является не описанием того, что можно увидеть на выставке (хотя во время открытия выставки публика отведала корни лотоса), а попыткой иносказательной связи культурно-исторических (запрет Одиссеем счастья для своей команды) и современных эстетических и биофутуристических аспектов нашей жизни. Грубо говоря, речь идет о счастье как об образе и внутреннем физиологическом состоянии, нашем желании его и страха перед к ним.

MVI_0923.MOV.Still001

То, что Вы создаёте, можно сказать, является симбиозом изобразительного искусства и науки. Как именно для Вас образуется эта связь?

Aljoscha: В первую очередь меня интересует не связь между уже существующим знанием, предлагаемым нам наукой и окружающей нас визуальной культурой, а приоткрываемые ею будущие возможности и опции. Более конкретно — биофутуризм. Таким образом, создавая новую эстетику живых форм, я не опираюсь на уже существующие биофакты и не интерпретирую или описываю их, но отталкиваюсь, пытаясь создать вещи никогда не существовавшие до нас и неведомые нам.

Какую роль в ваших работах играет цвет?

Aljoscha: Тяжело сказать. Все зависит от конкретной работы. В рисунке и в чистой скульптуре/форме он имеет минимальное значение. В живописи — наоборот, часто решающее. В любом случае мое восприятие многих групп цветов сугубо индивидуально и постоянно меняется, хотя некоторые предпочтения уже существуют довольно давно. Мне с детства очень нравится прозрачный цвет розового восхода солнца.

MVI_0943.MOV.Still001

Все экспонаты проекта не имеют названий, есть только номера. Это намеренно дает зрителю больше ассоциаций?

Наталия Гершевская (куратор проекта): Алёша намеренно не даёт своим произведениям имён. Номера являются порядковыми, то есть через номера устанавливается преемственность объектов, их связь между собой и их устремлённость в бесконечность. Давая имя, называя предмет или человека, мы устанавливаем некую систему координат, в случае названия предмета, или же определяем качества и характеристики личности, в случае имени человека. Объекты Алёши, которые являются в его художественной системе живыми организмами, должны сначала проявить себя и затем обрести имя. Попадая в нашу реальность из будущего и являясь при этом провозвестниками иной, обладающей качествами абсолютного счастья реальности, эти организмы проявляют себя и, возможно, получают свои имена, как можно хорошо проследить по комментариям к актуальной выставке «Лотофагия». Некоторые из существ, выставленных Алёшей в открытом городском пространстве, обречены на гибель. В этом случае проявляются качества героизма и бесстрашия объектов.

Знакомясь с произведением искусства, зритель безусловно и абсолютно автоматически ищет объяснения увиденному. Смотрит на название, дату исполнения и имя художника. Получив всю эту, по сути, полностью обуславливающую свободное сознание и восприятие информацию, зритель наивно полагает, что понял идею и ценность произведения, его положение относительно других произведений искусства и так далее. Существуют музеи, полностью отказавшиеся от данной системы координат. Смотря на работы, вы не увидите никаких пояснений, дат, так называемых точек опор, в соответствии с которыми ваше восприятие будет уведено в том или ином направлении.

Алёшины работы существуют в иной, определённой самим художником системе/космосе. Он даёт зрителю полную свободу от параллелей с уже знакомым, виденным, существующим. Тем самым, художник ставит зрителя пред достаточно трудной задачей — отказаться от установленных обществом, историей, политикой, социологией, художественным рынком законов и правил. Алёша даёт возможность своему зрителю на личном опыте увидеть и убедиться в единственной, действительно важной функции изобразительного искусства — обретения внутренней свободы, что является абсолютной этической ценностью каждого человека. 

MVI_0949.MOV.Still001

Ваши произведения удивительным образом преобразуют выставочное пространство галереи AnnaNova. Ставили ли Вы перед собой цель организовать эту связь между пространством и вашими работами? Если эта цель была поставлена, столкнулись ли Вы с какими-нибудь сложностями в ходе ее достижения?

Aljoscha: Любое пространство определяют люди, и о галерее AnnaNova могу сказать, что работать с этой командой было не просто приятно, но и радостно, плюс само помещение находится на очень высоком профессиональном уровне. До выставки в Дюссельдорфе во время подготовки мною были, разумеется, сделаны предварительные планы инсталляции и монтажа, однако, приехав и увидев живьем ситуацию, все пришлось разработать заново, т.к. чувство общей гармонии требовало этого. В принципе, создание любой экспозиции вполне сопоставимо с созданием новой скульптуры.

Расскажите подробнее о центральной инсталляции выставки?

Наталия Гершевская: Центральную инсталляцию выставки я не стала бы называть «инсталляцией». Это скульптура в пространстве, или можно обозначить её как гипер скульптуру. Это произведение состоит из многих элементов, собранных в единый организм, доминирующий выставочное пространство.

Если мы обратимся к истории скульптуры как жанра изобразительного искусства, то можно вспомнить о том, что скульптурой считалось произведение, «высвобожденное» из материала, будь то дерево или камень. То есть скульптором считался тот художник, который видел в материале форму и отсекал всё лишнее, давая форме проявиться в материале. В случае скульптур Алёши мы имеем дело с иным процессом: формы возникают из материала как воплощение идеи. То есть материал наполняется духом идеи, и скульптурная форма проявляется в материале.

В последних выставках Алёши были уже показаны, а в его будущих проектах будут представлены скульптуры в пространстве площадью до 400 квадратных метров. Реализовывая подобные проекты, Алёша оживляет и наполняет выставочные пространства новыми смыслами, сообщая им также и новые художественные характеристики и качества. Это можно сравнить с некоей инъекцией в выставочное пространство, будь то сакральное помещение церкви или секулярное пространство галереи или музея. На мой взгляд, это чрезвычайно интересный и в высшей степени субтильный процесс изменения сознания зрителя через художественный образ.

В галерее AnnaNova Алёша создал скульптуру на месте, исходя из данных выставочного пространства, не обладающего какими-либо особенными архитектурными особенностями. Как можно убедиться, придя на выставку, пространство кардинально поменялось, приобретя фантастический, почти магический характер. Именно поэтому, обращаясь к гостям галереи на открытии выставки, я поздравила их с исключительной возможностью соприкоснуться с пространством счастья и провести в нём некоторое время.    

MVI_0947.MOV.Still001

Какая идея является для Вас ведущей в творчестве? Что Вы стремитесь высказать, создавая свои объекты?

Aljoscha: Именно сейчас меня особенно интересует идея счастья как психобиологического состояния и глобального избавления человечества от страданий, как эстетический путь работы с этой проблематикой, но не описание счастья как такового.

Создавая свои работы, мне интересно делать артефакты/биофакты, интересные мне самому и не имеющие аналогов в видимом нами мире, так сказать «вещи не от мира сего». Это вполне сопоставимо с миром музыки, где существует 2 вида работы: композиция и исполнение. Таким образом, обо мне можно сказать, что я визуальный композитор.

MVI_0936.MOV.Still001

Вы разрабатывайте направление «биоизм». Как Вы видите его дальнейшее развитие?

Aljoscha: Биоизм будет жить и распространять новые формы жизни во Вселенных! В принципе, это широкое направление современной эстетики познания и создания форм живого.

Формы, созданные автором, нацелены на эстетику будущего. По Вашему мнению, какая она, эта эстетика, что её характеризует?

Наталия Гершевская: Эстетика будущего, по моему мнению, будет освобождена от материальной зависимости. Если постараться ответить кратко, то я вижу светоносные, легкие звучащие формы, несущие гармонию и радость.

MVI_0929.MOV.Still001

Чувствуйте ли Вы различия в отношении публики к вашему творчеству в России и в Европе?

Aljoscha: В принципе, нет: и здесь и там почти все мои работы в начале вызывают удивление — Что это? Как это? Из чего это? Зачем это? Небольшое различие есть в реакции потом: на Западе люди чуть легче и доброжелательнее воспринимают новую информацию. Особенно сложно было в Индии. Как мне показалось, в силу их ментальности идея афункционального искусства там слишком абстрактна. И лишь у малой группы людей везде и всегда возникают персонифицированные фобии.

Какое характерное отличие Вы видите между «Лотофагией» и Вашими прошлыми проектами?

Aljoscha: Это первая моя выставка в России в коммерческой галерее, так сказать, новый опыт. Главная инсталляция в таком размере и в таком цвете тоже была сделана мною впервые. Кроме того, параллельно был реализован общественный проект в Елагином парке.

Несмотря на полные залы во время открытия, молодые люди посещают выставку ежедневно — Instagram полон картинок с выставки. О, да, покемоны, они тоже впервые побывали!