Культпросветфильм. Технический прогресс и связь всего со всем

29 сентября в рамках 26 международного кинофестиваля «Послание к человеку» в Петербурге состоялся показ архивных лент из госфильмофонда под названием «Культпросветфильм. Технический прогресс и связь всего со всем».

В большом зале кинотеатра «Родина» собралось не так много людей, что было даже хорошо, потому что благодаря этому получилась атмосфера «особой тусовки». Перед показом на сцену вышли два киноведа: Николай Изволов и Пётр Багров, которые рассказали зрителям об актёрах и особенностях предстоящих фильмов.

1-2-750x330

«Мы пришли сюда, чтобы увидеть и насладиться нашей историей. Чтобы понять, как люди раньше делали кино», — сказал Николай Изволов. Пётр Багров рассказал, что в рамках фестиваля они выделили целую категорию фильмов, которые рассказывают обо всём понемножку. Поэтому показ так и был назван — «Технический прогресс и связь всего со всем». Все фильмы демонстрировались в оригинале на плёнке под сопровождение живой музыки.

Первый фильм «Без чудес» 1930 года (режиссёр Эдуард Пенцлин) показал «незримую связь деревни и города». Этот фильм очень похож на короткие передачи телеканала Discovery. Фильм показывает, каким образом сельскохозяйственное сырьё становится продуктом широкого потребления. Например, как из костей скота делают массу для производства пуговиц и расчёсок, а из древесины с помощью химической обработки — вискозу.

Без чудес 2

«Эдуард Пенслин известен любителям советского кино как режиссёр фильма «Истребитель» 1939 года. Хорошая мелодрама с Марком Бернесом в главной роли. «Без чудес» — это фильм человека, который не наигрался в монтажное кино. На материале, который у него был, он пытается осуществить все уроки авангарда (резкий монтаж, крупные планы, кадры под углом и обратная перемотка). Оператор Игорь Туров — ВГИКовец, лирический оператор, который бы мог снимать нежные советские картины 1960-х. В 1941 году его расстреляли. Как говорили на студии, по доносу жены», — рассказал Пётр Багров.

Такие фильмы как «Без чудес» были призваны показать советскому человеку, что промышленность Советского Союза — огромная машина, которая делает жизнь граждан страны удобной и комфортной. Это был наглядный пример того, чем люди могут гордиться. И действительно, осознавая, что для изготовления простой пуговицы нужно такое огромное количество людей и ресурсов, невольно проникаешься уважением к этой маленькой и простой вещи.

Следующий фильм «Наш ответ папам Римским» снят всё в том же 1930 году режиссёром Скрипченко.

Untitled-1

«Наш ответ папам римским» — очень антиклерикальный, антирелигиозный фильм. В тоже время это реклама ОСОАВИАХИМА (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Это учебник монтажа авангарда, потому что тогда эта эпоха как раз заканчивалась. После этого будет установка на развлекательность в советском кино», — рассказал Пётр Багров.

«Наш ответ папам римским» — очень забавный фильм. Там есть и антизападная агитация, и ироничная мультипликация в стиле раннего Диснея. Фильм рассказывает о том, как страны Запада прекратили поставки в Советский Союз мелкокалиберных патронов. В связи с этим завод ПАТРУБТРЕСТ наладил производство советских аналогов мелкокалиберных патронов. Видеоряд включал в себя процесс производства патронов и множество агитационных вставок о том, что советской промышленности всё под силу. В конце граждан Советской страны призывают учиться метко стрелять, чтобы в случае чего дать отпор западным империалистам на рубежах родины.

Самый впечатляющий фильм из трёх — «Штурм» режиссёра Константина Эггерта 1931 года. Эта масштабная лента повествует об огромном прогрессе Советского государства со времён Царской России. Фильм начинается следующими словами: «Мало было в царской России школ, университетов и заводов. А было много церквей, кабаков и тюрем».

Без чудес

Разумеется, лента противопоставляет советскую реальность царскому прошлому. Фильм начинается с осуждения классовой несправедливости имперских времён, когда только дворяне и знать имели возможность чего-то добиться в жизни. Очень выразительный момент связан с приёмом студентов в университет. Мальчик и отец сидят в холле, ожидая результатов работы приёмной комиссии. В красивом кабинете сидят интеллигентные мужи, которые цинично зачёркивают имена детей, которые происходят не из знатного сословия. Чернильное перо зачёркивает графу, где в статусе происхождения абитуриента значится «сын жел. дор. слесаря«. Затем камера переходит на испуганное лицо мальчика и его отца, после чего двери вокруг героев закрываются, создавая ощущение безвыходности.

Фильм высмеивает порочность и низость знати. Одну дворянку сыграла Варвара Алёхина — совершенно некрасивая крысообразная женщина. По словам Петра Багрова, она знаменита тем, что в 1937 году была главным кандидатом на роль Бабы Яги в фильме «По щучьему веленью», но проиграла.

4690 [Converted]

По ходу фильма Империя терпит крах, и молодое Советское государство вынуждено поднимать промышленность. Эта часть сюжета завязывается следующей сценой: на полу в большом кабинете развёрнуто огромное полотно с начерченным генератором. Классический профессор с бородкой объясняет трём рабочим принцип работы устройства, однако те ничего не понимают. И тут профессор цинично замечает, что, мол, сложно это для вас, не справитесь, да? Рабочие нахмурив брови решительно заявляют: «Справимся, нам это по плечу».

Слова «справимся» и «нам это по плечу» становятся канвой всего следующего отрезка фильма. На экране мелькает множество цифр, подготовленных в кратчайшие сроки специалистов, решительных молодых людей, которые с жадностью получали политехническое образование на благо страны. Очень чётко прослеживается культ политехнического образования как практического знания, в то время как гуманитарная сфера отодвигается на второй план, и о ней стараются не говорить, потому что гуманитарная наука — это удел старой царской интеллигенции, а новая советская интеллигенция должна рождаться в технической сфере.

4690 [Converted]

Тезис Сталина «Кадры решают всё» идёт красной нитью через весь фильм. Кульминацией ленты становятся кадры огромных советских заводов, которые раскинулись в новых и старых городах по всей стране с севера на юг и с востока на запад вместе с первой пятилеткой. В этом контексте присутствуют кадры, которые сделаны братьями Китченко — гениальными кукольными мультипликаторами. Они смогли сделать совершенно виртуозную вещь — в кадре двигаются не только кукольные модели, но и камера.

Фильм завершается возвращением в тот же кабинет с чертежом генератора, на который рабочие уже смотрят с пониманием и даже что-то обсуждают. А интеллигентный циничный профессор пристыжен и унижен интеллектуальным превосходством пролетариев.

12715965_428689523988501_1112961734756892139_o

В целом, советский культпросветфильм — это уникальная веха отечественного кино, которая очень многими недооценивается. А ведь во многом этот жанр консервирует в себе те символы и образы, которые содержались в советском массовом сознании тех лет. Это очень ценная часть нашей истории, к которой, к сожалению, не каждый человек имеет доступ. Уникальный показ в рамках фестиваля «Послание к человеку» дал возможность подумать об открытой истории как предмете, который призван показать все стороны жизни страны, в которой были и ужасные, и героические моменты. Даже моменты, за которые должно быть стыдно. История России — связь всего со всем.

Текст: Влад Чертыков

Фото: http://gosfilmofond.ru/