Кронштадтские истории–3. Замедленность

«Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно»

А.П.Чехов

В Музее Печати проходит третья ежегодная выставка современного искусства, посвященная городу-порту Кронштадт – «Кронштадтские истории: Замедленность». Лейтмотивом оказался неторопливый и сомнамбулический образ жизни этого места.

На втором этаже, в квартире №4, пройдя через длинную анфиладу старых советских комнат, перед тобой открывается небольшой зал, изобилующий картинками. Сперва кажется, что попал на фотовыставку, но спустя мгновение, приглядываясь, начинаешь подмечать присутствие и других инсталляций. Вот по стенам развешаны наушники, в которых стучит железо кронштадтской жизни, скрипят калитки, и какой-то гул доносится с водной глади. А там огромная, соленая капля свисает со стены, а здесь вот парит розовая надпись из папье маше. Когда начинаешь вглядываться в фотографии, в янтарные камушки с замороженными в них мухами и старинными марками, создается впечатление визуальной тишины, некой заброшенности, отчужденности этого острова, но это и неплохо. Все эти работы создавали зимой, когда не только Кронштадт окутан этой меланхолической сонливостью.

Особым образом выделяется то, что сделал Денис Патракеев, его работа «З А К Л А Д К А». Это как раз та капля, свисающая со стены. На самом деле это был свисающий канат, закрепленный на железной перекладине. Внизу к канату был привязан камень, а сам он покрыт кристаллической солью. Помимо двусмысленности названия удовлетворение вызвал практический подход к отображению духа города. По сути он вырастил эту инсталляцию, вырастил свое видение. Такое не может не запомниться.

Монструозных размеров камера телеканала «Санкт-Петербург» не переставала маячить перед глазами и занимала всех людей, с которыми нам хотелось поговорить. Знаете, я не испытал смущения, скорее, даже с интересом наблюдал за капелькой пота, стекающей со лба оператора, таскающего ее туда-сюда. О, это лицо, наполненное ответственности, эти руки, дрожащие от напряжения.

Когда нам все же удалось выловить организаторов проекта, они с большим увлечением рассказали нам о посыле сей выставки, о современном искусстве и об их личном отношении к этому городу. Каждый выказывал восхищение той атмосферой, той обстановкой и обособленностью, которую давало художнику это место.

«Кронштадт для меня – это горизонт, состояние подвешенности между небом и землей. Когда ты едешь туда, испытываешь ощущение фантастического парения, как бы зависаешь», — говорит куратор выставки Елена Губанова.

Удивительно и приятно, что в Петербурге есть люди, которые так трепетно относятся к современному воплощению художественных идей, не загоняя творцов в ненужные рамки, люди, которые собирают средства и организовывают такие, пускай небольшие, но очень уютные и душевные выставки.

Выставка проходит в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее печати Санкт-Петербурга, набережная реки Мойки, 32.
Ежедневно с 11:00 до 18:00, во вторник с 11:00 до 17:00; среда – выходной день.

Выставка продлится до 2 сентября 2018 года:

Текст: Даниил Довженко