Красная голова

В Новом музее открылась персональная выставка петербургского художника Вадима Григорьева-Башуна. Григорьев-Башун известен как художник-универсал, создающий свои произведения не только в самых разных видах искусства, но и активно внедряющий в свое творчество сложные сочетания техник и материалов.

Выставка разделилась на две части.

Первый проект «Красная голова» представляет скульптуру, световые и кинематические объекты, фотографию.

Второй проект «Подкожная живопись» демонстрирует цикл живописных работ.

Проект «Красная голова» получил свое название благодаря одноименной скульптуре, представленной на выставке в Новом музее. Художник сам объясняет свой выбор названия: «Первоначально была идея назвать выставку «5-55», где цифра 5 означала бы период создания работ, представленных на выставке, а число 55 должно было обозначить мой юбилей, но появилась новая идея. Подобно тому, как в рок-музыке или в джазе название одной из хитовых композиций ставится на обложку альбома, так и я назвал свой проект «Красная голова» по входящей в него скульптуре».

DSC08345

Центральными звеньями этого проекта становятся Черная голова «Global 3000» и Красная голова.

«Global 3000» черная голова, лицо которой напоминает некую культовую маску, будто разрывающаяся на части от внутренней пульсации, которую художник обозначает красными лампочками, нервно мигающими внутри головы. Красная голова становится, в некотором смысле, антиподом черной. Красная голова с ее сложной формой, кажется удивительно цельной, несмотря на дробность ее частей, порывистой, импульсивной.

18_bnz_logo

Кроме двух скульптур, смысловое поле экспозиции дополняют семь рисунков-объектов, размещающихся в пространстве между черной и красной головой.

На рисунках также изображены головы. Художник поясняет: «В моем проекте голова человека задействуется не в качестве портрета некоторых «героев нашего времени», а для портрета — символа определенных процессов нашего времени: экономической глобализации и глобального сепаратизма, эскалации потребления, конфронтации и поляризации общества».

14_bez_logo

Таким образом, все объекты, представленные на экспозиции, образуют единое смысловое поле, основывающееся не только на значении формы, но и на цвете, где красный цвет- стремление к свободе и развитию, а черный- распад и деградация.

Кроме этого в Новом музее представлены и другие произведения, многие из которых петербургский зритель мог видеть на выставках Русского музея. Среди них особенно хочется выделить объект «Психоделическая лира» (2012), представляющий собой взаимодействие формы, движения, цвета и звука.

18_bnz_logo

Живописный проект «Подкожная живопись» удивляет зрителя своей абсолютной непохожестью на то, что автор демонстрирует «Красной головой». И дело не только в том, что вторая часть выставки представляет исключительно живописные работы, они очень отличаются от «красноголовых» объектов стилем исполнения, подачей, смысловой нагрузкой.

Несмотря на то, что составители выставки отмечают, что оба проекта, представленные в Новом музее, связаны друг с другом содержанием и стилистической динамикой, связь эта не кажется очевидной.

bez_logo_23

В своих живописных работах Григорьев-Башун интерпретирует сюжеты из Библии и мифологии в современность. Так «Солнечная система/ В открытый мир», изображающая ребенка на руках мужчины, тело которого покрывает татуировка Солнечной системы, становится прямой отсылкой к образу Мадонны с младенцем. Картина «Крылья/ Икар-21», представляет собой изображение мужчины, стоящего спиной к зрителю, находящегося где-то на крыше здания. На его спине вытатуированы крылья. Параллель с известным мифом очевидна.

Картина «Схватка», изображает двух грубых, практически обезличенных, мужчин-рэстлеров. В поединок словно вступают не только сами персонажи, но и татуировки на их руках, Дракон и Медведь. Художник интерпретирует данную работу следующим образом: « Эта картина может быть рассматриваема как версия на тему поединка в русской исторической живописи, например «Поединок Пересвета с Челубеем» или «Георгий Победоносец и Змей»».

21_bez_logo20_bez_logo

Своим искусством синтеза фигуративного изображения, трехмерных скульптурных форм, сочетания световых и звуковых технологий, разных материалов, Вадим Григорьев-Башун демонстрирует действительно уникальный язык искусства, при этом затрагивая в своих произведениях актуальные проблемы современности.

Автор статьи: Подольская Ксения

Автор фотографий: Алиса Киселева