KINODOT

В кинотеатре «Родина» прошёл показ победителей фестиваля короткометражного кино «KINODOT 2016». Корреспондент «Лампы» удалось оценить 7 работ-победителей авторов из 12 стран.

«KINODOT 2016» включал в себя две программы. Первая — онлайн конкурс короткометражек ASAP, работы которого сделаны по принципу Эйнштейна — делай всё так просто, как можешь, но не проще. Вторая программа — конкурс документальных фильмов «Наблюдатель», который оценивало профессиональное жюри, состоящее из петербургских документалистов.

ntiVCPy9ZJE

Стоит сказать, что на KINODOT попадают работы, прошедшие отбор по четырём критериям: без денег, без слов, без музыки, без монтажа. Конечно, это всё условные ограничения, потому что очень сложно обойтись без всего этого в процессе создания кино, пусть даже и короткометражного. Это больше о том, что в отобранных фильмах все вышеперечисленные критерии не являются важными, там важна сама суть, которую автор старается передать.

Вообще жанр короткометражного кино в массовом сознании стоит где-то между фестивальным непонятным артхаусом и безвкусным трэшем, которым напичкан YouTube. Разумеется, это большое заблуждение. Короткий метр хоть и является младшим братом большого кино, по-своему привлекателен. Режиссеры используют краткость для того, чтобы максимально концентрировать внимание зрителя в пределах этих 10-15 минут, успевая рассказать классную историю, которая по полноте может дать сто очков вперёд многим полноформатным лентам. Зачастую короткометражкам не нужно время на раскачивание зрителя, они сразу кидают в действие. Отчасти именно поэтому у такого формата есть своя преданная армия поклонников. Очень иронично, что вся армия поклонников вместилась в малый зал «Родины» на человек 50 на втором этаже. Но это не так важно. Итак, в чём же притягательность фильмов, показанных на закрытии фестиваля KINODOT?

uGt4brIZCqs

«Нежелательные желания» режиссёра Ола Шмидта из Польши. Милая анимация за 4 минуты показывает нам то, что мы хотим порой сделать, будучи в транспорте, дома, или занимаясь рутинными делами. Если вы хотели оголить вспотевший живот в автобусе или сунуть палец в вентилятор, то в этом фильме вы наверняка узнаете себя.

«Гордость Страсмура» Эйнара Болдвина рассказывает жуткую историю из времён жёсткой сегрегации в США. Фантастическая анимация сделана по мотивам дневника одного из священников Джорджии, который, судя по всему, совсем сошёл с ума от расизма и фанатичной преданности богу. История крутится вокруг подготовки к бою чёрного боксёра с белым. Этот бой носит характер доказательства превосходства белых над чёрными. Но жестокая судьба распоряжается иначе, и в конце дневник священника обрывается, что наводит на мысль, что главный герой совсем помешался.

улучшенные тела

«Улучшенные тела» шведского режиссёра Рагнара Брагсона являются иронией на жизнь бодибилдеров и помешанных на ЗОЖ людях. Показывается их рутина тренировок и одержимость совершенством собственного тела. Спускание штанов перед зеркалом в спортзале и рассматривание своих ног есть ни что иное, как отсылка к стереотипному стоянию многих девушек перед зеркалом, которые высматривают и щупают руками «несовершенства» своей фигуры. Нарциссизм, завязанный на престиже и сексе, одна из социальных проблем 21 века.

«#YA» аргентинских режиссёров Игоря Гама и Флоренции Ровлих. Зрителя погружают в атмосферу массовых акций протеста на улицах, где полно митингующих и полицейских. Повсюду горящие машины и шашки со слезоточивым газом. Аура анархизма и бунта против несправедливой системы сопровождается твитами людей в разных частях экрана. В основном, показанные твиты — это предупреждения, лозунги или сводки о положении дел. Постоянное движение и работа оператора создают сходство с видеоигрой «Mirror`s edge», где главная героиня Faith с помощью паркура бегала по крышам небоскрёбов белоснежного города из стекла и металла, пытаясь доставить важные послания заказчикам. Возможно, авторы фильма вдохновлялись этой игрой. Главная героиня короткометражки передвигалась по серому городу и оставляла послания и бутылки с краской, которые разрывались, оставляя неестественно яркие следы в безликой городской среде, отсылая к нонконформизму и бунтарству, к независимости и свободам личности.

9 дней-из моего окна в алеппо

Документальный фильм «9 дней — из моего окна в Алеппо» Исса Тума, Флора ван дер Мёуле и Томаса Фрухе. Очень яркий и искренний фильм о гражданской войне в Сирии. Простой фотограф из своей квартиры показывает, как война может быть близка, и как она лицемерна. Писать об этом что-либо сложно, потому что такое действительно лучше видеть.

«Чудище или игра бога». Фильм Лемоханга Йеремии Мосесе из Лесото. Самый необычный и яркий фильм фестиваля KINODOT, на мой взгляд. Фильм нарочито сделан затянутым и скучноватым в начале, чтобы в конце обрушить просто тонны бескомпромиссного откровения. Мужчина почти всё время тащит за собой на верёвке гроб по улицам города. Иногда он останавливается и говорит с людьми. Говорит им о том, что они все готовы умереть за бога своего, но не жить ради него. Мужчина объявляет себя копьём Каина. Возможно, это отсылка к библейскому сюжету. Также он утверждает, что бог всех людей, с которыми он говорит, находится в этом гробу. Люди возмущаются и плюют ему в лицо. Но всё их лицемерие проявляется тогда, когда мужчина открывает гроб, под завязку набитый деньгами. Люди устраивают давку, пытаясь взять себе побольше. Глубокая мысль.

zU8ajUt4rko

Закончил программу фильм «Джоконда» режиссёра Лоры Мур-Равад. Это очень милая зарисовка из жизни двух влюблённых, которые находятся в разных концах Франции. Как и любой романтический фильм во французском стиле, «Джоконда» — это о чувствах и об ассоциации зрителя с героями. Он не говорит больше того, что видно на экране. Герои просто мило общаются в скайпе, обсуждая разные мелочи, читая стихи и слушая музыку. Все, кто когда-либо общался с любимым или любимой по скайпу, несомненно, узнают себя в героях и проникнутся ностальгией.

KINODOT — это очень милое и приятное событие в культурной жизни Петербурга. Этоn фестиваль делают любители короткометражек для любителей короткометражек. Это очень ценно, потому что там вы увидите то, что не покажут в прокате. Короткий метр из-за своей специфики более свободный жанр, который не зажат в сметы, кинокомпании, в огромную съёмочную команду, аппаратуру и прочее. Возможно, это самая близкая к жизни сфера киномира. Мы живём от момента к моменту, а короткометражное кино — это и есть те самые концентрированные моменты.

Автор текста:Влад Чертыков

Изображения:

http://kinodot.com/rus/

http://rodinakino.ru/films/soon/2016/06/20/01/