Интеграция искусства в городское пространство: открытая лекция Лизы Савиной

17 июня в новом зале коворкинга «Ясная поляна» прошла открытая лекция Лизы Савиной «Интеграция искусства в городское пространство».  На лекции Лиза познакомила с понятием «паблик-арт» и рассказала о состоянии дел этого направления в мире, России, Петербурге. Корреспонденты Лампы вынесли главные тезисы спикера.

Лиза Савина — куратор, учредитель Фонда культурных инициатив «СПАРТА», куратор платформы Smart urban, куратор проекта Новая Культурная География.

Начнем с начала. Когда появился термин паблик-арт?

Термин паблик-арт появился в 60-е годы в Америке, и связан был с борьбой за гражданские права, с демократизацией искусства, ломкой существующих стереотипов и завоеванияем новых пространств. Паблик-арт – это искусство, вышедшее за пределы галерей и сделавшее местом своего обитания пространство улиц и площадей.
Парадокс заключался в том, что искусство хоть и выходило на улицы при сподвижничестве галерей, но запросы публики не учитывались. Результатом такого подхода зачастую становились серьезные конфликты, возникающие вокруг произведений паблик-арта, приводящие к тому, что работы приходилось демонтировать.

Ричард Серра «Tilted Arc»

Скульптура Ричарда Серра «Tilted Arc» была одним из таких проектов. Композиция в виде стальной дуги высотой 3,5 м, установленная в 1981 г. на Федеральной площади Нью-Йорка и вызвавшая ожесточенные споры среди общественности. Люди, работавшие в расположенных на площади зданиях, выражали недовольство тем, что скульптура Серра якобы мешает движению. По итогам общественных слушаний (1985) было принято решение о перемещении скульптуры на другую площадку, но Серра утверждал, что она была создана специально для данного пространства и поэтому не может быть размещена нигде больше. В конечном итоге в 1989 г. работа была демонтирована и пущена на переплавку.

Важные имена: Ричард Серра, Джон Эйхерн, Алис Эйкок, Скотт Бёртон, Нэнси Хольт, Роберт Ирвин.

Джон Эйхерн «Bronze Bronx»

Демонтаж ранних паблик-артовских работ создал прецедент для обсуждения: нужно ли исследовать мнение потенциальных зрителей или все-таки нет?

Разумеется, нужно. Для решения этой проблемы американцы создали Public art Fund. Организация, которая занимается не только интеграцией художественных произведений в пространство, но и сбором общественного мнения. Это способствует выстраиванию новых контекстов, способных проложить своеобразный «мостик» между произведениями паблик-арта и широкой публикой.

Чем отличается паблик арт от монументального искусства?

Пабликарт не навсегда. Работает только с актуальной повесткой.
Монументальное искусство — вне времени.

Паблик арт в России

Лучше всего, пожалуй, ситуацию с паблик-артом в России можно описать словами театрального критика Виктора Велисова: «Все наши институции держатся на трех «Т» — тупость, тирания, традиции».
Действительно, для российской арт-сцены свойственно страшное внимание к историческому наследию. Тяжелое, непреодолимое, которое невозможно приподнять.  Связано это с концом советской власти. С развалом Союза нам потребовалась новая идентификация, и мы нашли ее в нашей истории и— та-дам! — в православии.
Отсюда у нас такая болезненная тяга к бесконечной мемориализации: Трезини в кудрявой шубе, со свернутой головой, и прочая салонная доморощенная скульптура: котики, собачки, фотографы и так далее.


У нас очень сложно интегрировать какие-то «новости», поэтому мы до сих пор существуем в век «бронзы». В Европе «век бронзы» — это 20-й век — век бронзовой скульптуры.

Вообще, существует некий генезис искусства: модернизм перешел в постмодернизм и так далее, и тому подобное. А у нас не было модернизма. Весь модернизм проехал мимо нас, прикрываясь соцреализмом и академической живописью, а потом сразу перескочил в постмодернизм. Требовалось снижение интонации, поэтому российское современное искусство лучше всего считало иронический подтекст постмодернизма.

Аниш Капур  для Перми-Борис Матросов «Счастье не за горами»

Когда ты работаешь с пабликартом, всегда нужно быть готовым, что люди будут с ним взаимодействовать

Sad Face «Смерть не за горами»

Важные имена: Сабина Чагина и Юля Василенко — основатели феситиваля «Артмоссфера», Андрей Люблинский — один из немногих в России художников, последовательно занимающийся паблик-артом, Николай Полисский, Борис Матросов, СедФейс.

Одна из работ феситиваля «Артмоссфера»

Паблик-арт в Петербурге

Петербург был построен как декорация европейской столицы: спереди красивый фасад, внутри не приспособленная для жизни территория. Из-за этого складывается бесконечное ощущение пребывания на бэкстейдже.
Плотная историческая среда побуждает нас охранять каждый гвоздь, а наши муниципалитеты уже просто не понимают, где они охраняют историческое, а где «пережимают горло». Оттого ситуация с мемориализацией здесь обстоит еще хуже, чем в других городах.

Паблик-арт в Петербурге

Чтобы не жить на кладбище, Петербургу необходима ревитализация исторической среды. Это очень важно, каким-то образом менять жилую среду нашего города. Не портить, но привносить что-то новое.

Важные имена: Павел Шугуров, Александр Флоренский, Андрей Люблинский, Антон Шульгин

P. S. 8 июня не без усилий Лизы Савиной был запущен проект «Новая культурная география». Проект объединяет на карте города точки, отвечающие за современный культурный процесс. Присоединение новых креативных пространств к существующим музейным институциям создает локальный культурный маршрут, опорные пункты которого отмечены художественными объектами выставочного проекта Paradise Engineering. Прогулки будут проводиться в течение всего лета в пятницу и субботу в 16:00 по предварительной регистрации.

Подробнее о проекте «Новая культурная география»ecoart.tilda
Фото: «Ясная поляна», открытые источники
Над текстом работала Елена Зубкова.