ЦВЗ Манеж. «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное»

ЦВЗ Манеж вновь открыл свои двери для широкой публики. Обновленное выставочное пространство удивило не только высококачественным музейным дизайном, но и масштабной выставкой, представившей одни из самых интересных работ современных русских художников, участников Венецианской биеннале.

На выставке представлены работы около сорока русских представителей биеннале, широкий спектр работ: арт-объекты, инсталляции, живопись, видео- и медиа-арт из собраний ведущих российских музеев, галерей, частных коллекций и мастерских.

«Рабочий и колхозница. International» Юрия Аввакумова

Оказавшись в обновленном светлом выставочном зале ЦВЗ Манеж, зрителя встречает «Рабочий и колхозница. International» Юрия Аввакумова, произведение, одновременно отсылает нас к знаменитой скульптуре Веры Мухиной и памятнику 3-ему Интернационалу Татлина, а из стены вырывается «Гонщик» Сергея Шеховцова

И над всем этим парит Космонавт Олега Кулика, из проекта «Музей», который оторванный от своей первоначальной идеи, рождает совершенно новые ассоциации.

Космонавт Олега Кулика

На первом этаже выставочного пространства на веревках развешаны белые футболки с датой и сопроводительным текстом, каждая из них представляет собой один год Венецианской биеннале и российских художников, учувствовавших в ней.

Большой интерес представляет инсталляция «Абак» Сергея Шутова. Механические фигуры, закутанные в черные одеяния, совершающие некие религиозные ритуалы. Все фигуры обращены к общей точке, которая оказывается пустой, между этим, инсталляция сопровождается звукозаписью, которая соединяет в себе молитвы разных религий на более чем 40 языках.

«Абак» Сергея Шутова

Одной из самых ярких работ стала «Голова пилота» Ирины Наховой, которая ранее была представлена на Венецианской биеннале в 2013 году. И хотя ассоциации это произведение рождает самые разные, сама Ирина Нахова определяет пилота как «фигуру художника изолированного от всего мира, замкнутого в кабину сверхзвукового истребителя и осуществляющего собственную непредсказуемую миссию…».  К слову, на Венецианской биеннале 2013 года, данная работа была размещена в самом первом зале павильона России, таким образом, метафорический художник-пилот мгновенно устанавливал контакт между искусством и зрителем.

«Голова пилота» Ирины Наховой

Отсылка к Башне Третьего Интернационала Владимира Татлина появляется на выставке не единожды.  «Паган» Игоря Макаревича и Елены Елагиной представляет собой мухомор, из которого вырастает знаменитая Башня.

Вообще, обращение к вопросам своей культуры и ее интерпретации является на выставке одной из ведущих линий. Так и работа Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» представляет зрителю своеобразную коллекцию персонажей — архетипов советского идеологического мира. Живописные работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова «Энди Уорхол в Москве», «Русские вопросы» Мамышева-Монро, «Мэрилин и медведь» Владимира Сокова.

Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон»

Возвращаясь к теме обновленного пространства ЦВЗ Манеж, хочется отметить не только высококлассный музейный дизайн, качественное освещение, но и подходы создания экспозиции. На втором этаже перед многими работами стоит стул,  который будто приглашает человека к тому или иному произведению, и даже выполняет некую роль проводника, провоцирующего контакт зрителя с предметом один на один. Кроме того, в зале есть волонтеры, готовые ответить на любой вопрос посетителя, связанный с выставкой.

Кажется, что после двухлетней реконструкции Манеж превратился в совершенно иное выставочное пространство, которое имеет абсолютно новые задачи. Выставка, которой ознаменовалось его открытие, говорит о том, что современное выставочное пространство художественного Петербурга, возможно, обогатилось очень значимой современной культурной единицей.

 ЦВЗ МАНЕЖ.

Текст и фото: Подольская Ксенья