Босх. 500 лет вдохновленный дьяволом

10 июня в рамках «Нового фестиваля фильмов об искусстве» в кинотеатре «Родина» прошел спецпоказ документального фильма «Босх: вдохновленный дьяволом» к 500-летию со дня смерти художника. Фильм приурочен к крупнейшей в истории выставке картин мастера, проходящей в Нидерландах в этом году.

«Проект по исследованию и реставрации работ Босха» под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка отсчитывает свое существование уже 9 лет, сама подготовка и собирание работ начались в 2010 году. Фильм рассказывает о данной группе экспертов, решивших посетить известные мировые музеи, чтобы привезти собрание в родной город художника Хертогенбос.

Несмотря на разгоревшиеся баталии между Нидерландами и Испанией по поводу выделения музеем Прадо из своей коллекции картин Босха, музей Северного Брабанта, находящийся в родном городе живописца, получил согласие на исследование работ. Директор Брабанта Шарль де Моой рассказал The Art Newspaper, что «сожалеет» об отсутствии в экспозиции данных двух работ из коллекции Прадо, поскольку «хотел бы, чтобы они побывали в Хертогенбосе». Также возникли сложности с получением картин для крупнейшей ретроспективы в Музее Северного Брабанта, который смог собрать 17 из 25 на данный момент сохранившихся и известных всему миру картин, стартовав с нуля.

 

Босх. 500 лет вдохновленный дьяволом

 

В процессе исследования предоставленных работ реставраторы и искусствоведы обнаружили некоторые несоответствия с первоначальными набросками Босха. Так как произведения датируются XV-XVI вв. и трудно сделать точные выводы, ученые путем исследования манеры письма и техники выяснили, что некоторые работы были выполнены помощниками из мастерской художника. С помощью снимков и инфракрасного анализа выявлены различия деталей в карандаше и масле. Также были найдены изменения сюжетов самим живописцем, что определенно дает нам новый взгляд на полотна Босха. Арт-критик лондонской газеты «Guardian» Джонатан Джонс назвал ее «одной из важнейших выставок нашего столетия».

Кинолента «Босх: вдохновленный дьяволом» будет интересна довольно широкой аудитории, как и профессионалам, имеющим отношение к сфере искусств, так и любителям красивого кино. Также будет интересно тем, кто питает интерес к нидерландской живописи, к теме разума и души человека в искусстве.

 

Boskh

Фильм привлекает своим неоднозначным подходом со стороны режиссера Питера ван Хёйсте как организатора, историка-искусствоведа, ценителя прекрасного. Зритель углубляется в доселе многим незнакомый процесс: в скрупулезные и тончайшие работы мастеров над произведениями искусства. Появляется возможность погрузиться в колорит Нидерландов и в жизнь самого художника. «Лампа» посетила это событие и собрала несколько фраз, взятых из фильма, доказывающих тот факт, что Иероним Босх по-прежнему остается самым загадочным и изобретательным художником.

 

BoskhKadr
Директор музея Прадо в Мадриде о «Смерти скупца» сказал: «в своих произведениях Босх проецирует последствия морального выбора человека». Можно сказать, что данное высказывание хорошо характеризует главную мысль гения. Раскрыть истинное обличие человека через его поступки, через его собственный выбор в средневековой вере, на распутье ада или рая.
Перед умирающим человеком разворачивается дилемма. Поддаться искушениям и богатствам жизни, потеряв человеческое обличие, или избрать иной путь. Человек скупой и алчный выберет материальные богатства взамен духовной полноты. Босх оставил много недосказанности, но анализируя его наследие вновь и вновь, человек поражается мастерству художника, огромному значению мельчайших деталей и немыслимых фантастических сюжетов, жестоких и прекрасных.

BoskhKupets

«Смерть скупца», фрагмент 1494-1516 г.

Куратор экспозиции в Музее Прадо интересно интерпретировала значение взглядов в «Несении креста». На полотне выделяются 3 фигуры: падающая под тяжестью креста фигура Христа и его взгляд, обращенный к нам, зрителям, вызывая эмоциональную вовлеченность. Человек в красных одеждах, подгоняющий хлыстом Иисуса, смотрит на него. Человек с грубыми, жесткими чертами и мощным взглядом, направленным на зрителя ведет Христа на распятие. Этот человек смотрит на нас и говорит: «да, я делаю это, но и вы это делаете тоже».

 

BoskhKhrist
«Несение креста», ок. 1505 г.

Фильм являет собой не только перечень проведенных работ по реставрации и подготовке выставки, но и дает зрителю взгляд на данный процесс с художественной стороны, глубоко погружая в значение произведений Босха, расшифровывая каждую деталь и обозначая значение его работ для всего мира искусств.

Автор статьи: Юлия Джобава