Батл года: паблик-арт vs. стрит-арт

Сенсация в последней инстанции: не всё то стрит-арт, что паблик-арт! Ничего не поняли? Вот и мы тоже. Тенденции уличного искусства слишком противоречивы. Хоть и то, и то существует вне стен галерей, есть нюансы. Чтобы разобраться, почему же паблик-арт — это не стрит-арт, решили столкнуть этих мастодонтов уличного направления между собой.
С шиком и великолепием приглашаем вас понаблюдать за этой глобальной арт-баталией. Итог непредсказуем.

  1. Анонимность vs. Публичность

Сейчас, в эпоху соцсетей и всеобщей открытости (даже откровенности), идея о закрытости и анонимности некоего сообщества, и уж тем более о его элитарности, уже не так волнует наши умы. Этот интерес во многом замещается теми, кто не только взаимодействует со зрителем, но и подключает его в процесс творческого акта. Культура участия в России практически не развита. Современное искусство — это арена взаимной ответственности. Аудитория перестаёт быть пассивным атомизированным объектом и становится равноправным участником действия. Здесь важно отметить, что не только художник избавляется от капюшона и маски и переходит в среду публичности, но и зритель выходит из толпы и примыкает к творческому процессу. 

Например, на открытии Театральной олимпиады в Санкт-Петербурге голландский театр Gajes показал фрагменты музыкального спектакля Odyssee в вагоне поезда метро. Это был настоящий живой экспромт. За 11 часов перформеры успели вместе с пассажирами испытать на себе две главные “прелести” подземки: толкучку в час пик и “конкуренцию” в виде попрошаек. 

2. Интервенция vs. Органичность

Паблик-арт — наиболее доступный вид искусства, так как он органично внедрён в окружающую среду. Это приводит к двум противоположным характеристикам данного вида искусства. С одной стороны, он всё-таки выбивается из обыкновенной среды существования человека, заставляет его внезапно столкнуться с чем-то новым в повседневной обстановке. Объекты паблик-арт вырывают его из привычной будничности. Отправляясь на «встречу с искусством» в музеи, выставочные залы и пр. человек готов к переходу в иную «конечную область значений» (в терминологии А.Шюца). С другой стороны, для некоторых объектов паблик-арта характерна «замаскированность», «спрятанность» в городской среде: их можно просто не заметить. Здесь можно вспомнить фразу Петера Вайбель (исследователь современного искусства): «При помощи паблик-арта мы вряд ли сможем сделать людей умнее, но можем сделать умнее окружающую их среду». Умная среда — удобная среда. Однако многие из нас, чувствуя комфорт, даже не анализируют, кто или что его создаёт. 

Если стрит-арт может иметь какой-то личный посыл, то паблик всегда подразумевает общественную проблему. 

Например “Наблюдатель 1” Лёши Бурстона — реакция на увеличение камер видеонаблюдения в городе, в том числе с функцией распознавания лиц. “Похоже наша сфера личного пространства плавно сжимается до границ кабинки туалета, хотя и тут нельзя быть ни в чем уверенным”, — отмечает художник в своей группе Вконтакте. 

В России любопытным ответвлением от паблик-арта становится жэк-арт (жилищно-коммунальное искусство). Чебурашки и другие герои нашего детства в руках доблестных коммунальщиков становятся персонажами из самых жутких кошмаров. 

Есть и хорошие примеры жэк-арта. Например, плачущие о красоте на Парнасе скульптуры художника Loketski. 

3. Легальность vs. Маргинальность 

Ключевой вопрос существования уличного искусства в нашей стране — есть ли необходимость сотрудничества между чиновниками и сообществом художников. Поэтому во многом паблик-арт — это ещё и политическая история, связанная с демаргинализацией современного искусства и переводом его на новый уровень. В данном случае, на новый уровень влияния на социум. 

Закон о легализации стрит-арта, создание новых пространств для творчества, масштабные выставки — всё это делает уличное искусство более доступным для массового зрителя. 

Однако здесь резонно возникает вопрос. А как сами художники относятся к тому, что искусство, которое изначально было акционистским, вгоняют в рамки? Каждый для себя отвечает на этот вопрос по-своему. Кто-то не хочет быть частью институций и рисует на улицах, а кто-то выбирает уют и комфорт музейных коридоров. Ну а мы аннулируем конфронтацию и провозглашаем любовь к искусству! 

Текст: Настя Романова
Фото: открытые источники