ArtProspect: творчество отошло от классически понимаемых рам искусства

С 20 по 23 сентября на улочках и в скверах Петроградки прошел 6 ежегодный фестиваль паблик–арта ArtProspect. От милого настенного динозавра на Мичуринской, 15 до коллажированной обертками нашего ежедневного рациона Пирамиды Маслоу. Тематика фестиваля — «Пища для ума», но всем известно, что одним духовным сыт не будешь, а потому ArtProspect решил собрать своих гостей за одним столом и накормить. А за обедом непринужденно задать им злободневные вопросы об обществе потребления, об отчуждении, об одиночестве в толпе.

Фестиваль ArtProspect не рассчитан на зрителя, он надеется на соучастника, собеседника, застольника, сокуратора. Специфика паблик–арта – это неподготовленность человека ко встрече с искусством. Не все готовы к этой встрече, но застав вас врасплох, фестиваль, подобно старому знакомому, искренне приветствует вас, желая того же в ответ.

Так в глухом углу на Мичуринской улице неожиданно встречаешься с художницей из Финляндии Хейди Ханнинэн, претворяющей пустое пространство стены в ярко-строчную гастрономическую поэму. Художница за счет разговоров с местными жителями составила «Подробную карту еды», где Петербург легко узнается по своим пищевым ориентирам:

У каждого есть дом своей еды —
Какой твой адрес?
Набережная реки Мороженого детства «Пломбир»
Или, может быть, канал Грибного крем-супа.

Это съедобное стихотворение современно и интернационально. Так в меню вырисовывается и «улица Малая Шаверма – улица Большая Шашлычная», а от «грузинского проспекта хинкали -хачапури – бадриджани — лобио» через «площадь плова» до «моста чурчхелы» рукой подать. Некоторым пришелся не по вкусу такой восточный обед, как это так Петербург насквозь пропитан Азией? А где аромат пышек с Сенной площади? А где запах крепкого кофе и вкусных северных эклеров? Но эта эстетика культурной столицы может остаться прекрасной, даже если вы осознаете, что еда одна из самых преемственных и радушных культурных практик. «Когда еда не только еда – а Родина», — говорит Хейди, и с ней сложно не согласиться. Было бы намного проще, если бы в пример городу, который одинаково рад людям различных наций и географических меток, местные также радушно встречали его гостей.

Продолжая тему гастрономической картографии, ключевой работой фестиваля стал рекламный билборд от американской художницы Эллен Харви. Название созвучно тематике фестиваля – «Пища для ума». Эллен вручную воссоздала картографический облик Санкт-Петербурга, лишив его, однако, всех коммерческих точек и туристических баз. Этот обнаженный скелет города не расскажет вам, как пройти к Эрмитажу, или, как удобнее проехать к «Галерее». Статус здания потерял свое значение, продуктовые уравнены в правах с театрами, жилые дома с музеями и библиотеками. Эта безликость города ставит на лицо проблему востребованности современного искусства, которому часто на карте не отводят своего места. Над плоским пространством города будто над пустой тарелкой Эллен воздвигает огромную вилку, указывающую на место проведения фестиваля.

ArtProspect уже во второй раз воспользовался гостеприимством Петроградского района и обосновался в двух локациях: в сквере Товстоногова (Куйбышева, 1/5) и на Мичуринской улице. Современное искусство, вписанное в один из исторических центров города, благодаря контрасту приобретает более характерное звучание. Однако это не является первопричиной проведения фестиваля, в прошлом году он базировался в районе метро «Лесная», где также был успешно реализован.

 

Ключевой точкой ArtProspect стал дом политкаторжан, где художница из Финляндии Анне Ройнинен представила свою «Световую инсталляцию». Дом политкаторжан — «последний памятник конструктивизма», стал своеобразной метафорой фестиваля. Световая инсталляция Ройнинен будто пронзила тело здания разноцветными лучами, вывела его ярким пятном из холодных серых сумраков вечерних часов. Такое обособление здания из общей картины городской среды акцентирует внимание на его истории.

Изначально структура дома предполагала радостное коллективное сосуществование (на этаж – одна кухня-шкаф, первый этаж служил общей площадкой под столовую, кинотеатр, клуб, солярий, библиотеку), но здание уже давно переконструировали под более современные жилищные условия. Тем не менее в рамках фестиваля удалось вернуть эхо совместных вечером на тесных, но уютных кухнях жильцов дома политкаторжан в начале 20 века. Творческое объединение «Наденька» через библиотечную базу связалось с жильцами этого дома, собрало семейное рецепты и организовало совместный ужин для всего дома. Оба проекта по дому политкартжан направлены на установление потраченных взаимосвязей, теплых соседских отношений через культурную память здания.

Неразрывно с этим памятником конструктивистского искусства идет и арт-объект Александра Теребина «Мемориал политкаторжан». Работа, демонтированная по независящим от автора причинам, сделана в память о политических репрессиях. Александр Теребин обернул стволы деревьев рядом с домом красной тканью. На каждом обрывке – история одного из членов «общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев». Наглядно эта работа представляет собой высеченную на теле России «кровавую рану». Кто и зачем снял работу — неизвестно. Оптимистичны догадки одного из кураторов ArtProspect – Леры Лерман: вполне возможно, что это был обеспокоенный местный житель, не пожелавший излишнего внимания администрации района к старым тополям, растущим в сквере (вырубка которых – вполне рядовая практика).

Наряду с монументальными работами на фестивале были представлены и арт-объекты, организационно составленные гораздо проще, но при этом не потерявшие своей важности в рамках ArtProspect. Например, датчанка Шарлотта Трейн посвятила свою работу «Я люблю тебя/Шесть пробелов» грани между личным и публичным, пережиткам коммунального прошлого. Промежутки между дворовых гаражей художница заполнила плотными рядами одежды местных жителей, а на соседнем доме сверху вниз «бежала» надпись «I love you». Работа стала одной из знаковых на фестивале.

На соседней стене дома волнообразной лентой кадров был представлен мини-фильм: «Сбор урожая Ночной Синематики: Пир в Саду Сновидений», созданный режиссером Том Пирсоном в соавторстве с Дарьей Карповой, Анастасией Нестеровой, Мариссой Нельсон и Ренатой Жигулиной. Целью авторов была попытка визуализировать разрозненный сугубо личный сновиденческий опыт в единый киноряд. Эта работа – продукт слияния двух разных культурных поясов: Америки и России. Коллективное бессознательное здесь глубже, чем просто взаимосвязь человека с обществом, в котором он живет, с его культурными корнями. Здесь речь о максимально свободном человеке (без привязок на нацию, традиции, социальные устои и т.д.).

Подобных глобальных проблем современного общества фестивалем было задано немало, в этом году ArtProspect насчитывал более 30 арт-объектов, «переваривание» которых рассчитано на долгосрочный срок. При этом фестиваль паблик–арт искусства отлично справился с задачей взаимодействия художника и зрителя: первый воплощал свой художественный потенциал посредством сотворчества, для второго этот совместный арт-процесс открывал силу вдохновения. Творчество в данном контексте, наконец, отошло от классически понимаемых рам искусства.

Текст, фото: Прудникова Наталья