Медиа-перформанс ОМ Олега Кулина: отвлечение от божественной гармонии

В Петербурге на территории Порта Севкабель 12 октября прошел показ медиа-перформанса «ОМ». Автор проекта – Олег Кулик, знаковая фигура современного российского искусства уже на протяжении 30 лет.

«ОМ», этот гимн медитирующих, синтезирует логически оппозиционные вещи: симфоническую музыку (звуковой ряд) и  противоборствующих гимнастов (визуальный ряд). Однако в этом и первоцель Кулика: «Задача художника – отвлекать от божественной гармонии, которая не нуждается в визуальной интерпретации». Подобное вырывание человека от возвышенного для столкновения с телесным – это художественный акт, своеобразный обряд: «Продираясь сквозь систему запретов, принимая их, учась с ними жить, человек становится лучше, но путь этот проходит через отрицание и гнев. No pain no gain — без боли нет достижения цели». Вводное слово Олега Кулика заканчивается так: «Надеюсь, что через полтора часа вас здесь не будет, — присутствующие смеются. — Ну, то есть, что вы растворитесь, пропустите всю силу мантры «ОМ».
Сцена условна: три полотна, вставшие в очередь друг за другом, запрашивают на свое пространство холста единый визуальный ряд. Одна картинка возводится в степень, что позволяет изображению вырваться из своей двухмерности. Этому авторскому переосмыслению объема над 3D-действительностью аккомпанирует симфонический оркестр. «Изображение и музыка перпендикулярны друг другу, это может сойтись в вашей голове или не сойтись», — говорит автор. Музыка в данном контексте — вертикаль, божественное восхождение или нисхождение божественного к горизонтали – земному, человеческому, телесному.

Мотив человеческого тела как рычага воздействия на творческий акт художника еще с примитивного искусства и первых очагов цивилизации, казалось бы, уже должен был изжить себя окончательно. Однако тело – вещь извечная, так как определяет «пространство, вне коего вещи нет».  Кажется, что нельзя стать телу еще ближе, потому что самосознание человека лимитировано его телом, поэтичное понятие мироощущения всегда имеет под собой физическую почву.

Медиа-перформанс Кулика не давит на зрителя монументальностью человеческого тела в целях сближения. Атлеты, выдвигаемые в замедленном действии на пространство экрана, не заинтересованы в вас. Это вы увлечены ими. Охарактеризовать дискурсивным методом медиа-перформанс не представляется возможным, это нужно увидеть, услышать, почувствовать. Подобное расслоение тел напоминает первые книжные страницы под одним переплетом, которые еще свободны от обилия текста и отмечены чаще только заглавием, посвящением, кратким авторским замечанием. Здесь дело обстоит так же: медиа-перформанс, Олег Кулик, тело вторит симфонической музыке. Остальное, опять же, «может сойтись в вашей голове или не сойтись». И хоть заявлено, что визуальное не тождественно музыкальному, все равно мозг намеренно или бессознательно вычерчивает параллели.

Атлеты, выдвигаемые в замедленном действии на пространство экрана, не заинтересованы в вас. Это вы увлечены ими.

Симптоматично и расположение оркестра: Порт Севкабель, заявленный как постпромышленное пространство, действительно не предполагает симфонического аккомпанирования. Аполлоническая музыка вырвана из сферы своего обычного обитания. Оркестр также расположен не перед сценой, как положено, а сбоку, вдали от лишних (может даже желанных) взглядов. Фёдор Леднёв, руководитель оркестра, отмечает исключительность репертуара: «…Фортепианные концерты Филипа Гласса и Галины Уствольской, «Свинцовое эхо» Леонида Десятникова и Natura Renovatur Джиачинто Шельси. Мне приходилось играть много новой музыки, но никогда в программе не было вещей настолько контрастных: из разных культур, из разных эстетик. Мне любопытно, как все вместе соединится». Более того, вполне правомерно задать вопрос, а какие точки взаимодействия могут найти музыкальная одухотворенность и любование телесной архитектоникой? Однако «точка и линия в пространстве» находят друг друга, противопоставления, желая того вы или нет, объясняются. Все в целом смотрится органично.

Эта манифестация тела удается и благодаря отсутствию излишнего эротизма. Из одежды на мужчине или женщине – только белая набедренная ткань. Однако естественная человеческая чувственность здесь выводится в целое: красиво прежде всего это развертывание тела в пространстве, переплетение рук и ног, дуга шпагата, геометричность частей тела. Минималистическая музыка и весомость проецируемых на холст экрана тел в итоге создают нечто такое слитное, что этой диалектике охотно веришь. Возможность погрузиться в сие действие у петербургского зрителя еще будет, так обещал автор – Олег Кулик.

Симфонический медиа-перформанс «ОМ» «Светлая Музыка» был проведен в партнёрстве с фондом культурных инициатив «Спарта» и Объединённой Петербургской Группой Добрых Дел и с Санкт-Петербургским Оркестром Новой Музыки под управлением Фёдора Леднёва.
Сценография: Дениса Крючкова.
Солисты: Зарина Шиманская (фортепиано), Марина Худых (фортепиано), Елене Гвритишвили (сопрано).

 

Текст: Прудникова Наташа