Шаманское горловое пение, турецкий фолк, медитативная музыка, рок и техно: чего ожидать от «Этномеханики» в 2018?

15 сентября на Новой сцене Александринского театра пройдет фестиваль «Этномеханика», который перевернет представление хладнокровной петербургской публики о музыке народов мира в постколониальную диджитал-эпоху.
Артисты везут с собой многообразие редких и экзотических звуковых гамм со всех континентов, инструменты, заимствованные из разных культур или собранные вручную по их образу и подобию, медиа-инсталляции и VJ-поддержку, ритуальные маски забытых племен и, в целом, такую шоу-программу, которая обращается к мистериями шаманов, переосмысленным и реанимированным в ХХI веке.

Участники фестиваля комбинируют чистую электронику, акустику и вокал в стиле фолк, создавая атмосферу, благоприятную для медитации, транса и экстатических плясок. Направление world music сегодня — открытое пространство для впечатляющих экспериментов, которые базируются на принципах чувственности и технологичности. Эта постмодернистская музыка создана для удовольствия: визуального — от красок, света, текстур сценографии, и аудиального — от необычных звуков, воссоздающих новые временные и географические контексты. World music — неизменно с оттенком эротики, умиротворения, древнего мистицизма и ужаса. Лайн-ап девятой по счету «Этномеханики» — это попытка зафиксировать все это многообразие эмоций, аудиовизуальную синестезию.

Среди зарубежных хедлайнеров «Этномеханики» 2018 — перуанский дуэт Dengue Dengue Dengue, миксующий танцевальную кумбию, психоделическую музыку, клубную электронику и аутентичные мотивы народов Амазонки. Уже после выпуска дебютного альбома «La Alianza Profana» их пригласили с гастролями по миру: в Мексику, Норвегию, Китай. Артисты выступают в DIY масках, за визуальную часть шоу отвечает VJ Sixta. На «Электромеханике» можно будет услышать новый альбом группы «Semillero» и все самое лучшее, даже не загруженное на SoundCloud.

Gaye Su Akyol — послы «голографической османской империи» нового тысячелетия. Коллектив назван так по имени своей примы и вокалистки Су Акьол, которую The Guardian называет не иначе как «другая Bjork». Ее преисполненный средиземноморской чувственности и мужества голос гармонично сочетается с ударными и струнными турецкими инструментами, и бэкграундом западно-европейского серф-рока, пост-панка, инди и неоклассики. Прежде чем создать
собственную музыкальную группу Су Акьол училась на художника и антрополога. Отсюда в каждом видеоклипе и на концертах боди-арт, чучела, яркие ткани и драпировки. Любовь к рок-музыке и ее эстетике началась, по признанию певицы, с увлечения творчеством групп Nirvana, Jefferson Airplane и Сельды Багджан. В текстах Gaye Su Akyol встречаются цитаты турецких нобелевских лауреатов по литературе. «Мое искусство — мой звук. Люди так сосредоточены на технической стороне вопроса, что забывают заглянуть вглубь собственной культуры — в душу нации. Я всегда любила турецких певиц ретро-волны: Сельду Багджан и Мюзейен Сенар».

Группа Širom из Словении играет экспериментальную музыку, вдохновленную водами каскадной реки Карст, идиллическими деревнями и природными ландшафтами знакомых с детства мест, в которые артисты хотели бы возвращаться вечно. В медитативных композициях, стилизованных под этническую музыку, можно уловить звучание десятков музыкальных инструментов: лира, альт, калимба, балафон. Играют они и на собранных вручную «коробках» из компьютерных запчастей, ткани и «другого мусора». Влияние народного фолка, импровизационной мастерской японского перкуссиониста Сейджиро Мураяма, словенской звезды Томаша Грома и экспериментатора Джона Кейджа в этой связи может быть ответом на вопрос, как словенской группе Širom удается создавать столь абстрактную и минималистичную, но эмоционально насыщенную музыку.

Польский оркестр Hańba! представит безумный, но интеллектуальный панк-фолк, в котором что ни строчка, то экзистенциальный или политический манифест, направленный на уничтожение классового неравенства, расизма, фашизма, мещанства средствами сатиры и откровенного, нахального стеба в духе Маяковского или Хармса. В 2014 году оркестр стал открытием фестиваля «Новая традиция» в Польше, после которого группу стали часто приглашать в Германию и Чехию. Свое внесистемное и народное «пролетарское танго» музыканты Hańba! играют на трубе, аккордеоне, банджо, бубнах, барабанах и тамбурине.

Еще один участник фестиваля — белорусский проект Šuma, характеризующий собственную манеру исполнения лапидарным выражением «digital arhaica». Продакшн этой группы можно справедливо назвать образцом возвышенного и утонченного стиля — интеллектуалы оценят. Музыкальное шоу комбинирует античные образы, хай-тек, народные песни и разнообразные жанры электронной музыки: дип хаус, эйсид, минимал, техно. Каждая деталь у Šuma отточена и отшлифована до блеска, что выдает в участниках группы бескомпромиссных перфекционистов. «Знакомая постсоветская черта», — скажете вы.

Зарубежные коллективы играют в Санкт-Петербурге впервые. Московская группа Bad Zu — второй раз. В апреле этого года они приезжали в клуб Mod, где дали концерт спустя 11 дней после выхода релиза «99 PRBLMS» на немецком лейбле Through My Speakers. На «Этномеханнике» музыканты представят дебютный альбом, созданный на пересечении импульсивного грайма, злусских племенных ритмов, гетто хип-хопа и EBM. Глубокие басы и энергичные бочки Bad Zu взрывают танцполы, пробуждая непосредственность, радость и первобытное веселье. Каждое выступление группы сопровождается мощной визуальной поддержкой VJ Spam, и что это будет — стробоскопический свет или инсталляция, никогда заранее не известно. Bad Zu — участники формации Hyperboloid Record, и поэтому часто выступают на рейвах вместе с IC3PEAK, Summer Of Haze, Pixelord и другими ударниками андеграунда.

Совсем другое дело — концерты московской группы Lucidvox. Вселенная, которую они создают, холодна, окружена темным мистическим ореолом, вуалью меланхолии и призрачным туманом. И в этом лесу, скрывающем фамильные склепы и развалины церквей, едва уловимы эхо старинных фольклорных песен, звуки флейты, бас-гитары и ударных. Образ четырех странных, серьезных и мрачноватых декаденток из Lucidvox покорил зарубежных критиков Observer, The Quietus, Tallinn Music Week, которые назвали их музыку волшебной и гипнотической. В творчестве группы усмотрели христианское откровение, тени предков, «интригующий микс» гаражного рока, пост-панка, психоделического звука и народной музыки.

Специально для «Этномеханики» коллектив Чивадеше подготовил совместный проект с продюсером Игорем Поцукайло Вardoseneticube, выпустившем более 50 релизов экспериментальной музыки в России, Японии, Франции, Германии и других странах. Участие в нем примут медиа-художник и VJ Юрий Элик и Эдуард Драгунов — последователь буддистской философии и музыкант, чья игра на диджиру, хомусе и других экзотических инструментах, а также горловое пение на тувинский и тибетский манер — всегда необычный и увлекательный для слушателя опыт. В своих выступлениях Чивадеше соединяет элементы древней обрядовой традиции, электронную музыку и поэзию.

За лаконичным и чемпионским псевдонимом Viner стоит фигура казанского промоутера лейбла Get Busy и диджея Винера Хаитова. В феврале этого года музыкант выпустил свой первый альбом «1954» — потустороннее и завораживающее сочетание религиозной арабской музыки, которую можно услышать на службе в мечети и праздниках, с электро, трансом и техно. В публичном пространстве Viner борется со стереотипом, что мусульманская культура агрессивна, а арабы — потенциальные террористы. Протест против дискриминации, и стиль тотал блэк соответствует мрачноватому и агрессивному звучанию его музыки.

В 2017 году Анастасия Толчнева под псевдонимом Lovozero стала лауреатом Премии им. Сергея Курёхина в области современного искусства. Накануне международного фестиваля Synthposium в Москве ее выступление назвали одним из самых ожидаемых. Lovozero — это ювелирный сплав драматичного (возвышенного и с надрывом) вокала и северной музыки «не от мира сего», в которой слышны звуки журчащей воды, пения лесных птиц и дрожащего эфира. В ней рождается новый гиперборейский миф. Не случайно медитативные песни Lovozero выпускает карельский лейбл Full of Nothing.

Артисты «Этномеханики» будут играть до 03:30 в большом и малом залах. Фестиваль проводится при поддержке ЦСИ им. Сергея Курехина и Министерства культуры РФ.

Начало в 19:00

Новая сцена Александринского театра (наб. р. Фонтанки, 49)

Подробности: http://kuryokhin.net/ethnomehanica

 

Текст: Осипова Алёна