19 января в атриуме Дома Книги в рамках третьей сессии международного образовательного проекта LAKHTA VIEW состоялась первая в 2018 году лекция. Спикерами стали представители всемирно известных дизайнерских бюро: один из самых влиятельных дизайнеров-графиков современности Джонатан Барнбрук, а также Филлип Теффт — директор лондонского офиса Бюро Ральфа Аппельбаума, крупнейшей в мире компании-разработчика музейного дизайна. 
Барнбрук — это нечто вроде легенды в области графического дизайна. Разрабатываемая им уникальная типографика сделала его звездой 1990-х годов и привела к сотрудничеству с Why Not Associates и различными международными журналами. Хотя для Барнбрука созданные им шрифты никогда не были чисто визуальным элементом графического дизайна. Его работа многогранна, в каждом начертании лежат утверждения о социальной и политической ситуации, в которой мы находимся. Сегодня его одноименная дизайнерская студия является одной из самых известных в Великобритании, с клиентской базой, простирающейся до Токио. Среди известных клиентов Джонатана — Дэмиен Херст и Дэвид Боуи.

Дизайнер, типограф и провокатор Джонатан Барнбрук отвечает на вопросы Лампы.

Джонатан, вы известны многими своими проектами и не нуждаетесь в представлении. А как было в начале, приходилось ли посвящать много времени продвижению или работать в стол?

Я считаю, что в основе многих творческих профессий — призвание. Например, дизайнером нужно родиться. Когда мне было 13 или 14 лет, мой учитель сказал, что я прирожденный дизайнер. Он регулярно просматривал ученические тетради, отмечал мой почерк и стиль написания текстов. Моя семья принадлежит к рабочему классу, и выбор профессии дизайнера – это уже что-то новое и нестандартное, возможность приобщиться к миру искусства и настоящего творчества.

Мне кажется, что высшая цель дизайна заключается в создании гармоничного общества

Ваш знаменитый проект — обложки альбомов Дэвида Боуи. Смысл данных работ, как мне кажется, заключается в идее превращения музыки в картинку. Как вообще устроен этот процесс, и труднее ли сделать дизайн музыкального альбома, чем, например, журнальной обложки?

Дизайн обложки журнала или музыкального альбома – это одинаково сложно и требует индивидуального подхода.  Очень важна визуальная коммуникация. Если говорить об обложке музыкального альбома, то здесь нужно понимать, как работает музыка, ведь каждый по-разному воспринимает ту или иную песню, вкладывает свой смысл и отношение. Важно осознавать, как музыка воздействует на развитие человека, его ментальность. Музыкальный альбом относится к коммерческим продуктам, но, несмотря на это, и здесь есть свобода творчества. Дизайн обложки журнала – это совершенно другое дело.

Иногда сложно определить границу между дизайном, маркетингом, инжинирингом, урбанизмом, идеологией и т. д. Что Вы думаете об этих допущениях: дизайн сливается с разными профессиональными областями? Или дизайн как профессия трансформируется и расширяет границы?

Идея размывания границ абсолютно не новая. Дизайнеры могут называть себя инженерами и художниками. Их творческая деятельность напрямую связана с технологиями. Я считаю, что в России очень хорошая школа дизайнеров. В свое время на меня большое влияние оказало направление «конструктивизм», которое зародилось в России.

Мои принципы очень просты – быть честным по отношению к самому себе и говорить другим правду

Что Вам не нравится в современном дизайне, в частности, в российском?

Мне нравится в современном дизайне то, что он не ностальгический. Для развития российского дизайна важно знать и понимать историю дизайна в целом и историю своей страны. Я считаю, что современный российский дизайн наделен исконно русскими чертами.

Вы выступаете за ответственность дизайнера и декларируете, что деньги – не главная жизненная ценность. С другой стороны, ПОТРЕБЛЯТЬ — это же так приятно и важно для нас, современных людей: красивая одежда, вкусная еда, туризм и т.д. А каковы ваши слабые стороны?

Естественно, что у меня, как и у многих людей, есть свои слабости.  Мое утверждение, что деньги не важны- совсем не означает, что мы должны отвергать хорошие вещи. Большая часть жизни проходит в нашем сознании. Мы ценим наш выбор, достижения, путь, людей с которыми общаемся. Необходимо понимать ценность всех жизненных процессов. Мы живем в настоящем в отличие от представителей эпохи коммунизма, которые декларировали только надежду на лучшее. Мне кажется, что высшая цель дизайна заключается в создании гармоничного общества. В процессе своей работы я стараюсь сделать мир еще интереснее, более разнообразным и ярким, говорящим на разных языках. Мои принципы очень просты – быть честным по отношению к самому себе и говорить другим правду.

Фото: LAKHTA VIEW