10 ноября в кинотеатре «Ленфильм»  состоится конкурсный показ фильмов-финалистов V Международного кинофестиваля короткометражных фильмов молодых режиссеров «Галактика 35 мм». В преддверии этого события корреспондент «Лампы» пообщался с участником  и призером одного из прошлых фестивалей, автором фильма «Вы мне не доверяете» Сергеем Данченко. Фильм завязан на достаточно бытовой проблеме, когда один человек не доверяет другому, и когда выводы делаются на каких-то предрассудках и штампах. Однако этот добрый и искренний фильм намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

10-w_b80e627f

— Скажите, из чего родилась идея для сюжета картины? Поведение героев основано на ваших личных морально-этических представлениях, или вы старались показать универсальную историю?

— Нет, идея была взята из короткого рассказа Григория Горина, по которому был сделан фильм. И эта идея показалась мне достаточно универсальной, по крайней мере для нашей страны. А сценарий был написан с поправкой на современные реалии.

15-w_3a64a5ef

— Вы поднимаете вопрос о доверии между людьми. На ваш взгляд, каков в России уровень доверительных отношений между людьми?

— Исторически в России крайне низкий уровень доверия, как правило, ограниченный узким кругом семьи и самых близких друзей. Причина — социальная незащищенность, что является результатом отсутствия гражданского общества, что в свою очередь обусловлено крестьянской ментальностью, для которой не характерно добиваться прав и свобод.

— Есть ли какая-нибудь простая формула, чтобы каждый из нас перестал видеть в другом человеке врага?

— Если б всё было просто! Должно смениться много поколений, пока оформится средний класс с экономической независимостью, который научится отстаивать свои права. Когда люди будут знать, что произвол по отношению к ним будет наказан, а социально неблагополучным людям будет оказываться поддержка, вот тогда вокруг будут сограждане, а не враги. Именно таково положение вещей в странах с более высоким уровнем жизни.

А простая формула для всех здесь и сейчас — изначальная доброжелательность к незнакомым людям. Верить, что большинство такие же, как ты сам, готовые скорее помочь, а не навредить.

09-w_94252152

— Как вы считаете, в России есть условия для реализации амбиций молодых независимых режиссеров?

— Как и во всём мире сейчас — это интернет и кинофестивали. Дальше всё зависит от степени таланта и амбиций.

— Почему вы снимали в фильм ч/б? Вы сняли не так много фильмов, но, на ваш взгляд, вам уже удалось придумать какие-то свои «фишки»?

— Это было интуитивное решение, которому уже позже было придумано обоснование, что это правильно. Это и дистанция от слишком конкретного окружения для большей универсальности истории и для акцентирования на героях, и подчеркивание контрастности характеров, и ориентация на французскую «новую волну» начала 60-х со свободной камерой и съёмкой в реальной городской среде.  А еще, как замечал Вендерс, черно-белое изображение не свойственно человеческому глазу, но воспринимается более реальным, чем цветное. Если цвет как средство выразительности фильму не требуется, стоит пробовать снимать в ч/б.

Что касается «фишек», то каждый фильм ставит свои задачи, требующие своего художественного и технического решения. Не считаю правильным нарочно выделять свой почерк, если он есть, то проявится вне зависимости от желания автора: в интонации, в отношении к героям и зрителям.

01-w_7b4ecee9

— Каким вы видите дальнейшее свое развитие в профессии, и чем на ваш взгляд будет определяться успех: стабильностью/заказами, победами на кинофестивалях, кассовыми сборами?

— Буду снимать короткий метр, полный метр, писать сценарии и ассистировать, если авторы будут близки мне по взгляду.

Успех я бы не приравнивал к продаваемости, поэтому заказы, сборы — это другое. Я бы даже сказал, что большие сборы чаще говорят не в пользу фильмов, а в минус аудитории. Всё-таки, популярность далеко не всегда тождественна качеству. Кинофестивали — это уже интереснее, особенно с большим конкурсным отбором, ибо это как минимум должно говорить о качестве. Но и там есть всегда поправка на вкусы и объективность отборщиков и судей, свою конъюнктуру, иногда даже на современную политическую ситуацию. Скажем, фильмы «Расёмон», «Земляничная поляна», «Сладкая жизнь», «Фотоувеличение», «Бёрдмен», «Отрочество» получали главные призы, и это делает честь фестивалям. Более того, целые национальные кинематографии были открыты миру благодаря кинофестивалям. Да и вообще всё авторское кино получает благодаря им поддержку, а многие режиссёры — возможность работать. Но откройте историю любой кинопремии, и если вы не синефил или киновед, то большинство названий вам будут не знакомы. И зачастую вполне заслужено. Если же вы более-менее разбираетесь в кино, то, вероятно, среди фестивальных звёзд найдутся и те, кого вы любите, и те, кого ненавидите либо игнорируете. Потому, кинофестивали — тоже не показатель.

Успех — это когда хочешь показывать свою работу друзьям, родителям, детям. И вообще, когда с радостью отвечаешь на вопрос «Чем вы занимаетесь?»

Общался Чертыков Влад